Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

05.12.2023 14:33 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Времена и судьбы»

Автор: Светлана Матвеева

1 декабря в школе № 3 состоялось знаменательное событие – открытие музея под названием «Времена и судьбы».

В фойе школы празднично одетые ученики и педагоги встречали гостей. Было ощущение, что должно состояться что-то невероятное. В зале ребята заканчивали последние приготовления: одни уходили за кулисы сцены, другие садились за аппаратуру, настраивали фотоаппарат, проверяли проектор, а гости занимали места.

И вот долгожданный момент настал: в преддверии Дня памяти неизвестного солдата и Дня Героев Отечества состоялось открытие музея.

«Сегодня особый день для нашего учебного заведения. Мы открываем двери в мир истории, культуры и достижений нашей школы. Музей – это место, где история оживает, где мы можем прикоснуться к прошлому и вдохновиться для будущего. Я хочу выразить благодарность всем, кто принимал участие в создании музея: педагогам, родителям, ученикам и жителям города и района. Это была коллективная работа, которая дала жизнь этому проекту», – обратилась к присутствующим директор школы Елена Таскина.

Поздравления школе адресовали почетные гости: заместитель начальника управления образования по учебно-воспитательной работе, выпускница школы № 3 Надежда Петрова, ветеран боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, в Чеченской республике, подполковник милиции в отставке Ринат Халиков.

О нелегком пути рождения музея рассказала заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Андрианова. Ученики и педагоги подготовили тематическую музыкальную программу. Особо тронула сердца гостей песня «Белые панамки» в исполнении Екатерины и Софьи Савиных. Во время проникновенного звучания композиции у многих текли слезы.

Но грустное сменилось радостным, по окончании концерта всех обзорная экскурсия в школьный музей, который торжественно открыли, как полагается, разрезав красную ленточку.

Музей является многопрофильным, поэтому, помимо основной тематики, связанной с блокадным Ленинградом, здесь есть стенды, посвященные истории школы, учителям –участникам Великой Отечественной войны, а также выпускникам школы, ставшим участниками СВО.

История школы

В далеком 1959 году на месте, где сейчас стоит школа, был пустырь, куда выгоняли на выпас скотину. Красивое трехэтажное здание здесь выросло для того, чтобы стать школой № 3. В апреле 1959 года оно открыло свои двери для колонны первоклассников, пришедших из школы № 2.

В числе первых учеников был В. А. Глазков, дедушка ученика 10 класса. Мужчина рассказал, что 1 сентября 1959 года он пришел учиться в небольшое трехэтажное здание, еще не обросшее пристройками. Слова В.И. Ленин «Учиться, учиться и еще раз учиться» под крышей школы запомнились ему на всю жизнь, как и большие шары на постаментах у входа в школу. Шары были демонтированы при ремонте здания, а надпись сохранилась до сих пор.

Из семилетки, в которой когда-то учился Вячеслав Анатольевич, школа № 3 стала полноценной средней, сменила трех директоров и приняла четвертого – Е. С. Таскину. Школа выпустила в жизнь огромное количество учеников, и по сей день 40 педагогов продолжают обучать более 700 ребят.

На стенде представлена информация о директорах школы и ее бывших учителях. Первым директором стал Н. С. Тутунин, учитель немецкого языка и географии, он проработал в этой должности 19 лет. Его сменила А. Д. Кошелева, учитель английского языка, которая 23 года бессменно руководила школой. Третьим директором была О. Б. Шахова, учитель географии, в течение 11 лет трудившаяся на благо учебного заведения.

Также на стенде можно видеть фото учителей, которые пришли работать в школу с самого ее открытия в 1959 году: З. Н. Борисова, Л. В. Солдатова, П. П. Кувшинов.

Музей собирает разные материалы, связанные с историей школы. Здесь есть аттестат зрелости, который раньше выдавался выпускникам, образцы похвальных грамот, жилет с эмблемой школы, печатная машинка, счеты, школьный рюкзак, проектор и инструменты для работы на уроках.

Об учителях – ветеранах Великой Отечественной войны

Директор Н. С. Тутунин был артиллерийским разведчиком, защищал Москву, освобождал Минск. Победу встретил в Кенигсберге. Имел много наград.

З. А. Ануфриева – учитель математики, во время войны была связисткой, выполняла сложную работу: в прифронтовом тылу передавала шифровки, на основании которых совершались вылеты советской авиации с целью бомбардировки противника. Была командиром отделения, носила звание сержанта. Победу встретила в Польше.

Учитель истории П. А. Шкунников был командиром саперного взвода штурмовой бригады Белорусского фронта. В 1944 году демобилизован по состоянию здоровья.

Н. А. Мещерин, учитель начальных классов, служил сапером, затем связистом, оформлял секретную документацию. Освобождал Эстонию, служил до конца войны.

В. А. Морев, учитель географии, с 1942 года служил в стрелковом полку. Был тяжело ранен и демобилизован в 1944 году.

Экспонатов на данном стенде пока немного, но особой ценностью для школы обладает каска времен войны, которую подарил музею отец одного из учеников.

Стенд о выпускниках школы, погибших во время СВО

Здесь размещена информация об Андрее Малых, погибшем 29 апреля 2022 года. Он похоронен в Луганске. Андрей Малых награжден орденом «Казачья доблесть» второй степени, медалью памяти Алексея Мозгового, нагрудным знаком «Доброволец Донбасса» и медалью «Участнику боев за Желобок». Семья Андрея преподнесла в дар школе его портмоне.

Вторую полку этого стенда займет информация о другом выпускнике – Александре Хламове, который погиб 7 августа 2023 года. Сведения о герое в данный момент собираются.

«История одного подвига. Блокада. Ленинград. Симфония № 7»

Именно так называется основная экспозиция музея.

27 января 2024 года мы будем отмечать 80-летие снятия блокады Ленинграда. Это юбилей памяти, героизма и несгибаемой воли. Победа в битве за Ленинград – важнейшее для нашей страны событие.

Жизнь в Ленинграде не замирала ни на секунду, город трудился и боролся. За эти долгие дни ленинградцы приспособили свой быт под условия войны.

В стенах школьного музея постарались воссоздать интерьер комнаты ленинградца того периода. В сборе экспонатов активное участие приняли как учащиеся, так и педагоги, что свидетельствует о проявлении интереса к данному событию, была проделана огромная совместная работа.

Известно, что в тяжелую зиму 1941-1942 годов в Ленинграде не было отопления. Обогревались жители «буржуйкой». Это небольшая металлическая печь. На ней кипятили воду и из скудных запасов (у кого такие имелись) готовили пищу. В комнате было тепло до тех пор, пока топили «буржуйку». Когда дрова заканчивались, холод возвращался в квартиру. А дров не хватало, и люди жгли мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. «Буржуйка» тех времен представлена в музее.

Символом блокады стал хлеб. В городе ввели карточную систему нормы продовольствия, которая довольно часто сокращалась. В начале зимы 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики – всего 125 граммов. 25 декабря 1941 года была сделана прибавка к хлебному пайку: рабочим на 100 граммов, остальным на 75. Изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода. В музее есть копии карточек времен блокады Ленинграда, а также кусочек хлеба весом 125 граммов.

В ноябре 1941 года в домах Ленинграда начались перебои с электричеством. В декабре его полностью не стало. Спасением для многих горожан стали керосиновые лампы. Под светом керосинок жители читали письма и весточки с фронта. Лампа также представлена в музее.

Не было в городе и воды. Во время бомбежек были разрушены многие участки ленинградской системы водоснабжения. Воду брали прямо из Невы или другого ближайшего водоема, зимой использовали санки. Обессилившим от голода ленинградцам вода доставалась с огромным трудом.

Город постоянно подвергался налетам немецкой авиации. Стекла в окнах квартир жители заклеивали бумажными лентами, чтобы при воздействии ударной волны те не разлетались в разные стороны и не травмировали людей. Для защиты своих домов от обстрелов, окна закрывали шторами или одеялами.

В музее также можно увидеть предметы быта времен Великой Отечественной войны. Это щипчики для сахара, тарелки из стали и столовые приборы.

Еще одним экспонатом данной экспозиции является рояль. Ленинградцы не только выпускали военную продукцию, рыли окопы, ходили в школу, но и занимались творчеством. В домах и квартирах были музыкальные инструменты. Рояль, представленный в музее, не относится к периоду войны. Однако невозможно не вспомнить об одном очень важном символе блокады – «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича, над которой он работал до эвакуации из города.

Шостакович вспоминал: «Я написал ее быстрее, чем предыдущие. Не мог поступить по-другому и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Не спал, не ел, отрывался от сочинения, только когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

«Ленинградская симфония» рассказывает о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Она впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале филармонии, 9 августа 1942 года. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. Ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе филармонии. Исполнение симфонии транслировалось по радио и громкоговорителям. Изможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг зал взорвался аплодисментами. Откуда-то возникла девочка, которая вручила дирижеру скромный букетик – страшную редкость в блокадном городе, где давно съели все хоть сколько-то съедобное.

Конечно, данная экспозиция включила в себя и другие экспонаты. Возможно, не все были изготовлены или использованы в годы войны. Однако атмосфера данной комнаты максимально приближена к тому страшному времени.

Послесловие

«За организацией всего, что происходит в школе, всегда стоят люди, и иногда очень хочется приоткрыть закулисье.

Мы открыли школьный музей «Времена и судьбы» – проект, над которым работали несколько месяцев. Концертная программа, отразившая целую эпоху – годы Великой Отечественной войны, послевоенный период, строительство и открытие школы, сегодняшние дни, тронула сердца зрителей. Но за красивой оберткой готового продукта – огромная работа: написание сценария, декорации, монтаж видео, подбор фоновой музыки, миллион организационных вопросов – от расстановки стульев (а это очень важно) до невидимок для крепления костюма на танец. Сегодня я как никогда почувствовала силу нашей команды, не только педагогической, но и ученической. Ребята, как спасатели, возникли и сами взяли часть забот и хлопот, помогли сделать то, что успеть было просто невозможно. Плечом к плечу педагоги и ребята переживают за общее дело, и слаженная работа приводит к замечательному результату. Праздник удался! Радостно то, что вокруг нас огромное количество отзывчивых учеников. Спасибо вам, наши самые талантливые, самые дорогие дети!» – в завершение сказала заместитель директора школы № 3 Ольга Андрианова.

Школа – это мир. Мир, в котором память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, человеческого. Именно в нашей памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция и разрушаются границы прошлого, настоящего и будущего. Музеи называют памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Пусть данный школьный музей непрерывно развивается, обновляется, пополняется новыми экспонатами. Все это благодаря исследовательской деятельности, которую ведут педагоги и ученики школы. Пусть их деятельность дает возможность пополнить фонд музея, чтобы на много десятков лет сохранить эти страницы исторической памяти.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

122