Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

22.09.2023 10:49 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ансамбль «Канареечка» – творческий союз преподавателей, учащихся, родителей

Автор: Любовь ЖЕГЛОВА

Большой педагогический опыт, творческий подход к учебному процессу, использование в системе обучения собственных разработок позволяют преподавателю по классу народного хорового пения отделения «Музыкальный фольклор», руководителю образцового фольклорного ансамбля «Канареечка» Юрьев-Польской ДШИ Жанне Кудашовой добиваться высоких результатов в области музыкального искусства. Ансамбль «Канареечка» любим не только юрьевпольчанами – он известен далеко за пределами нашего района. В этом году снимок коллектива украшает районную Галерею славы.

На выборе профессии у Жанны Вагифовны отразилось сразу несколько факторов. Существенный отпечаток наложило детство, большую роль сыграло обучение в музыкальной школе, где произошло знакомство с преподавателями, о которых она до сих пор, спустя несколько десятков лет, вспоминает с трепетом и особым чувством благодарности.

В самом раннем возрасте Жанне посчастливилось услышать подлинное народное пение своей бабушки, Ефросиньи Свиридовны, которая проживала на территории Украины, в Сумской области. Причем в этой местности также была развита мужская песенная традиция. Мужчины «вели песню» руками.

Перед глазами у нее до сих пор стоит яркая картина из детства, когда на престольный праздник села за столом собиралась многочисленная родня, все нарядно одетые, женщины в красивых ярких платках. «Нам с сестрой бабушка тоже повязывала одинаковые хусты, то есть платки. Стол в такие праздники ломился от еды: огромные пироги с маком, жареные свиные колбасы, рассыпчатая картошка и многое другое. Обычно бабушка запевала, и песню подхватывала большая часть народа. Каждый голос пел свою мелодию, пение звучало стройно, естественно. На минуточку представьте: полифоническое многоголосие, исполняемое обычными сельскими тружениками, с утра до вечера работающими в колхозном поле, было вполне обычным явлением. Никто никогда голосов этих не выстраивал, не работал над чистотой интонации. В развитии и сохранении народной песенной традиции огромную роль играли жизненный уклад», – рассказывает Жанна Вагифовна. Сама она с юных лет любила петь.

Так как Сумская область имеет границы с Брянской и Курской областями России, то в певческо-обрядовой культуре очень много общих стилевых особенностей. Уже чуть позже она проанализировала это. Безусловно, этот яркий пласт биографии Жанны сыграл роль в выборе профессии.

Другим важным моментом было обучение в музыкальной школе, сопровождающееся яркими впечатлениями: и радостными, и волнительными. Подготовка к зачетам и переводным экзаменам, активная концертная деятельность – все это было возможностью вновь и вновь видеть любимых преподавателей – Ирину Витальевну Куксину и Людмилу Ефимовну Емельянову. И уже заканчивая восьмой класс, Жанна поняла, что очень хочет работать с ними в одном коллективе. Хотя до этого момента она мечтала стать учителем русского языка, так как обожала этот предмет в школе. В мгновение ока изменила свое решение, о котором ни разу не пожалела.

Жанна Кудашова решила посвятить себя искусству, поступила во Владимирский областной музыкальный колледж, годы обучения в котором вспоминает с интересом. Но сначала было очень тяжело: скучала по родителям и своему обычному прежнему укладу. Было много спецпредметов. Вставала каждый день в шесть часов утра, чтобы занять класс в колледже и позаниматься на музыкальном инструменте. Согласитесь, такая тяга к учебе бывает далеко не у всех.

Вернувшись в Юрьев-Польский пришла работать в музыкальную школу. Ориентируясь на Жанну Вагифовну, здесь открыли отделение народного хорового пения (до этого было только академическое).

Если за годы учебы она не раз посещала филармонию, куда приезжали лучшие хоровые коллективы со всей России, то в нашем маленьком городе с пропагандой народной песни дела обстояли иначе. Жанне приходилось активно развивать это направление, проводить работу по набору учащихся. В дальнейшем эффективное сотрудничество с общеобразовательными школами принесло результат. Отделение, которое вначале посещали всего восемь учащихся, стало расти. Сейчас это многочисленный класс, насчитывающий более 70 учеников.

Отделение «Музыкальный фольклор» работает по предпрофессиональной программе. Практически все преподаватели – выпускники школы.

На базе отделения была создана активная концертная группа, именуемая «Канареечка», которой в 2002 году присвоили звание образцового фольклорного ансамбля. Название «Канареечка» пришло преподавателю как-то сразу, без долгих раздумий. Оно на сто процентов подходит ансамблю. Доказано: мелодичное пение канареек воздействует на человека как бальзам на душу, положительные эмоции получает и зритель, приходящий на концерт ребят, проникаясь особой атмосферой их пения. В выступлениях «Канареечки» прослеживается гармония, любовь к природе, единство.

«Слушая мелодичное пение птиц, мы обретаем спокойствие, гармонию, единство с природой», – отмечает руководитель ансамбля. Добиваться от ребят именно такого пения, поддерживая индивидуальное мастерство, и стремится преподаватель, что у нее отлично получается.

Жанна Вагифовна считает, что невозможно полюбить народную песню только за ее красивую мелодию – важно знать суть, содержание, историю ее возникновения. Поэтому ребята изучают диалектные, стилевые особенности разных регионов России, многожанровость произведений. В их репертуаре песни разных областей, но приоритет руководитель отдает песням центральной полосы, в первую очередь Владимирской области. На данный момент восстанавливают хороводную песню нашего края «По канавке росла травка».

Постановка концертных номеров – это заслуга замечательного хореографа Евгении Лукутиной, которая, помимо работы в своем многочисленном классе, ведет уроки на отделении музыкального фольклора. Также для ансамбля очень важна аранжировка и оркестровка инструментального сопровождения. Эту объемную часть берет на себя талантливый преподаватель Виктор Конопаткин.

В репертуаре «Канареечки» календарно-обрядовый материал, былины, духовные стихи, авторские произведения и много других жанров. Основу составляют лирические песни, они же определяют уровень показательности коллектива. Вместе с преподавателем ребята стараются разобрать чувства и эмоции, которые должен передать исполнитель, и у них это хорошо получается.

«Эти песни обладают широкими кантиленными распевами с плавным звуковедением, требующим от певцов высоких вокальных навыков, цепного дыхания, понимания глубины содержания. Песня у нас в основном звучит в ее сценическом воплощении, часто в аранжировке, а фольклор – это аутентичный жанр, при котором народная песня исполняется в ее подлинном виде, как ее пели наши бабушки», – отметила Жанна Кудашова.

На фольклорном отделении ДШИ занимаются ребята от пяти лет. Дети играют на старинных духовых и струнных музыкальных инструментах, таких как жалейка, свирель, гусли. Все мальчики играют на жалейках под руководством преподавателя Евгения Новосельского. «Канареечки», исполняя во время номера партии на музыкальных инструментах и хореографические элементы, вносят больше красок в выступление, придавая ему особый колорит.

Коллектив постоянно развивается. Наряду с учебным процессом идет активная концертная деятельность: фестивали, конкурсы, что является сильной мотивацией для учащихся и родителей. А у руководителя задач множество: выбор репертуара, который должен соответствовать возрастным особенностям детей, обновление костюмов и т.д. Огромное спасибо преподаватель говорит родителям своих учеников, которые включены в учебный процесс. Они покупают ткань, предлагают свои варианты костюмов, сообща подбирается фасон, крой сарафанов и рубах.

Жанна Вагифовна также выражает благодарность за большую поддержку администрации ДШИ в лице директора Татьяны Логиновой, которая решает бОльшую часть финансовых вопросов, особенно с предоставлением и оплатой транспорта. В этом полугодии уже обговорена поездка на конкурс в Москву на два дня. А это немалые расходы.

«Дети на моем отделении большие трудяжки, умнички. Никогда я не слышала от них жалоб на усталость. Они увлечены учебным процессом. Я вижу отдачу, положительные эмоции, высокую работоспособность. В то же время это радость общения. Работа в коллективе – тоже немалый труд», – отметила руководитель «Канареечки».

Все это вдохновляет преподавателя, окрыляясь сама, она дает крылья учащимся, они дарят друг другу теплоту своих сердец. Особая радость для Жанны Вагифовны – видеть, как ребята меняются, взрослеют, развиваются. Многие ее ученики после окончания школы продолжили свое музыкальное образование и в настоящее время работают в профессиональных коллективах.

В копилке достижений образцового фольклорного ансамбля «Канареечка» огромное количество наград и кубков. Ансамбль является обладателем гран-при всероссийских и международных конкурсов, лауреатом областных фестивалей. Высокие оценки от компетентных членов жюри получают солисты «Канареечки». За этими наградами, по словам руководителя, стоит огромный труд творческого союза преподавателей, учащихся и их родителей.

Горящие глаза, отличное настроение, увиденные мной переживания за каждое выступление ребят не позволили мне задать педагогу вопрос о выгорании в профессии. Ответ, на мой взгляд, очевиден.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

89