Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

17.12.2019 09:33 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Главная задача РВСН – сдерживание вероятного агрессора

Автор: Каролина Евдокимова

А. Н. Жабский и В. Е. Ханов

День РВСН – это день всех, кто как-то связан с ракетными войсками стратегического назначения. Хранителей ядерного паритета чествуют 17 декабря. В 2019 году мы отмечаем юбилей создания РВСН.

Почему же стратегические ракетчики считают своим днем 17 декабря? В этот декабрьский день в 1959 году в Советском Союзе появился новый вид войск – ракетные войска стратегического назначения. Тогда же Митрофан Неделин, который на тот момент дослужился до звания главного маршала артиллерии, был назначен главкомом РВСН.

Однако свой день у ракетчиков появился только спустя 36 лет – в 1995 году. В конце того года вышел президентский указ о его учреждении. Причем сначала это был именно праздник, однако в мае 2006 года в свет вышел другой указ, согласно которому он был заменен на соответствующую памятную дату. Такое изменение было связано с тем, что в начале XXI века РВСН из вида войск преобразовали в самостоятельный род войск центрального подчинения.

В Юрьев-Польском районе немало тех, кто проходил срочную службу в ракетных войсках стратегического назначения. Есть и те, кто отдал РВСН не один год своей жизни. Среди них районный военный комиссар полковник в отставке Александр Жабский.

Его дед, Николай Тихонович Жабский, отслужив срочную службу в 1951-1953 годах в войсках связи Западной группы войск, остался в Германии на сверхсрочную службу, чтобы поднять свою многочисленную семью. У связистов своя специфика, поэтому многое из того, что страна узнала в эпоху перестройки, дед уже знал. Внук часто с ним общался, узнал от деда много интересного о военной службе.

Отец Александра много лет проработал в органах внутренних дел, окончил службу заместителем начальника отдела в звании майора милиции. Два его брата тоже работают в ОВД. «Отец часто общался с военным комиссаром района, и они посоветовали мне поступить в военное училище», – рассказал Александр Николаевич. В 1988 году он стал курсантом Ростовского высшего командно-инженерного училища, правда, о том, что учебное заведение готовит кадры для ракетных войск стратегического назначения, узнал только на месте.

После окончания вуза молодой лейтенант оказался в оренбургских степях, в поселке Домбаровский. Служба там на разных должностях продолжалась 16 лет. После службы в Оренбургском ракетном объединении был переведен на штабную работу во Владимирскую армию, прослужил 10 лет. Закончил службу в должности заместителя начальника штаба армии по организационно-мобилизационным вопросам.

«Ракетные войска стратегического назначения – одна из главных составляющих обороноспособности нашей страны, они выделены в отдельный род Вооруженных сил Российской Федерации, – считает Александр Николаевич. – Почему одна из главных? Потому что с момента принятия решения на выполнение боевой задачи до наступления момента возмездия проходят считанные минуты. РВСН являются гарантом нашей безопасности и независимости».

Техника эта сложная, поэтому люди, которые круглосуточно несут боевое дежурство, высокопрофессиональные, образованные. От них тоже зависит выполнение боевых задач. Однако человек подвержен эмоциям, но именно в РВСН человеческий фактор, как утверждает Александр Жабский, сведен к минимуму: «Техника современная, интеллектуальная, отработает боевую задачу в случае необходимости без участия человека, в чем и заключается особый режим секретности и особый вид службы. А дежурство в ракетных войсках несут все, от рядового до командующего».

РВСН в настоящее время можно разделить на две составляющие: войска, которые базируются в шахтных пусковых установках, и те, которые представляют на параде мощь нашей страны, – подвижные грунтовые ракетные комплексы стратегического назначения. У каждой из них свои особенности и по численности личного состава, и по способу решения боевых задач, и по тактике защиты. «За 25 лет боевого дежурства в качестве командира дежурных сил ракетной армии мне приходилось сталкиваться и с той, и с другой составляющей, – рассказал Александр Жабский. – А начинал я службу в ракетном полку отдельного старта на шахтных пусковых установках, специальных заглубленных сооружениях. Люди, работающие там, должны быть грамотными, профессиональными, и здоровье у них должно быть соответствующим».

«Был у нас и подвижный железнодорожный комплекс, – отметил военком, – но в связи с определенными договоренностями и истечением срока эксплуатации он был сокращен. Но в настоящее время проводятся исследовательские работы и испытания, чтобы восстановить его уже в новом качестве, с новой техникой. Его главная защищенность, как и у передвижных ракетных комплексов, – маневренность».

На заре создания РВСН в нашей стране довелось в этих войсках послужить и Валерию Ханову, почетному гражданину Юрьева-Польского, члену президиума районного совета ветеранов.

Названный в честь великого Чкалова, он грезил о небе, но в итоге окончил военное автомобильное училище и в 1958 году был направлен для прохождения службы в один из первых формируемых ракетных полков.

После трех лет службы автомобилистом переквалифицировался в ракетчики. Через восемь лет перешел на политработу и задержался на ней на целых пятнадцать лет. Валерий Евгеньевич считает, что она дала ему очень многое. Где только ни довелось побывать во время служебных командировок: ракетные полигоны Капустин Яр, Байконур, Каттакурган, города, в которых производилась ракетная техника, уборка целинного урожая в Казахстане.

Воин-интернационалист, в 1962 году с частью «сходил» на Кубу. Этому своему путешествию он посвятил не одно стихотворение: очень уж его тронула та страна, те люди, та природа, к тому же тоска по Родине давала о себе знать. Только время было такое, что ни о чем нельзя было говорить открыто: ни о том, что с интернациональной миссией побывали на далеком острове, ни о том, что были там не с пустыми руками, а с ядерными ракетами. Вот и пришлось Валерию Евгеньевичу хитрить: на одном из концертов в офицерском доме культуры в подборку стихов любимого поэта Роберта Рождественского вставил и свое произведение:

«Трудно было на Кубе. Еще бы,

Не каждую ночь мы спали,

Но досрочно в пальмовых рощах

На дежурство ракеты встали.

Чтоб встречала Куба рассветы

Незадымленным горизонтом,

Днем и ночью в пальмовых рощах

Мы стоим незаметным фронтом».

Еще раз ему пришлось прибегнуть к этой уловке спустя пятнадцать лет. В. Е. Ханов входил в состав съемочной группы фильма «Версты мужества», посвященного боевому пути 51-й гвардейской дивизии. Много времени он провел в поисках информации, собирал ее буквально по крупицам и получил огромное моральное удовлетворение, когда ветераны не смогли удержать слез при просмотре фильма.

Нам сейчас это сложно понять, но тогда даже о том, что дивизия, которая во время Великой Отечественной войны была стрелковой, стала ракетной, говорить было строжайше запрещено. Каждый ракетчик давал подписку о неразглашении этой информации, сочинялись целые «легенды» о принадлежности к тому или иному роду войск. Вот и воспользовался Валерий Евгеньевич проверенной военной хитростью: прочитал стихотворение Рождественского, посвященное ракетчикам. Глаза ветеранов заблестели: они все поняли. Для них это было важно...

Закончил службу Валерий Евгеньевич в 1984 году в должности замполита части ракетных войск стратегического назначения. А сейчас ветеран Вооруженных сил России, полковник в отставке с гордостью рассказывает школьникам и студентам о том, как защищает Россию ядерный щит, чем сильна современная российская армия.

В завершение хочу поделиться своими детскими впечатлениями. Росла я в военном городке – городке ракетчиков, и одним из главных развлечений ребятни являлся «проход» громадных мобильных ракетных комплексов по улицам городка во время учений. Многотонная техника с натужно воющими двигателями создавала такой шум, что мы, крича от восторга, не слышали ни себя, ни стоящих рядом ребят. Конечно, о том, для чего были предназначены эти машины, нам особо никто не рассказывал, но впечатление они производили такое, что мы твердо знали: если что, врагу точно не поздоровится.

Безусловно, военная техника, в том числе и стратегического назначения, совершенствуется с каждым годом, становится мощнее, точнее, «дальновиднее». Ракетчиком был мой папа, сейчас военный пенсионер, после срочной службы в РВСН по контракту служил мой муж, сейчас в рядах ракетчиков мой зять, механик-водитель. И когда они собираются вместе, одна из тем – как изменилась служба в ракетных войсках и какое новое вооружение поступило в нашу армию. И все они, а с ними и мы, уверены: лучше мира нет ничего, но если что, ответный удар себя ждать не заставит. Ядерное оружие – страшная вещь. Оно хранит в себе ужасную силу. Но без него не обойтись – оно нужно для сохранения мира, для сдерживания горячих голов от принятия скоропалительных решений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

143