Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

25.02.2019 16:06 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наш земляк – воин-интернационалист

Автор: Учащиеся Энтузиастской школы

Такие понятия, как честь и достоинство, мужество и верность, преданность и солдатская дружба нашли своё воплощение на полях сражений в Афганистане. Около 600 тысяч советских воинов принимали участие в той войне.

Время дальше и дальше отдаляет нас, живущих в ХХI столетии, от века прошлого с его эпохальными событиями, которые останутся в памяти последующих поколений. Очевидцем и участником тех событий был и наш земляк Владимир Орлов. 15 февраля мы побывали у него в гостях вместе с классным руководителем С. А. Сомовой. Он рассказал нам о своей жизни и службе в Афганистане.

Родился Владимир Валентинович 20 января 1961 года. Закончил два класса в Юрковской начальной школе, затем получил среднее образование в школе №29 города Иваново. С удовольствием вспоминает те годы. Их дружина имени полка «Нормандия-Неман» вела переписку с зарубежными школьниками. Было интересно писать о своем классе, о достижениях в учебе, а потом с нетерпением ждать ответа, узнавать что-то новое о своих сверстниках из-за границы. Классы были большие, по 32-44 человека. Учиться хотелось. Нравились уроки истории, литературы. В свободное время увлекались техникой, а зимой лыжами. С раннего детства до сегодняшнего дня Владимир Валентинович ведет здоровый образ жизни.

За время учебы так и не привык к городской суете. После окончания десятилетки вернулся на малую родину, выбрал дело по душе: стал работать шофером, закончив Бавленское СПТУ. В совхозе «Энтузиаст» приняли молодого водителя с удовольствием. Дали ГАЗ-51. И начались трудовые шоферские будни. Уже 40 лет Владимир Валентинович не перестает крутить «баранку». Даже в армии был водителем.

Призван был 15 октября 1979 года Юрьев-Польским военкоматом. Пять месяцев провел в учебной части (г. Вышний Волочек), затем – три месяца в Латвии (г. Мадона), где осваивал Урал-375. Все нравилось. Но… вызвали в «особый отдел», дали список из 38 наименований: одежда, плащ-палатка, вещмешок, сухой паек на пять суток да 20 рублей. Отправили в г. Джалалабад «для оказания помощи в строительстве будущего» братскому народу Афганистана.

Приземлился МИ-6 под вечер: кругом горы, каменные ущелья, узкие дороги. А за аэродромом другой мир: оазис, сады, речка в камнях бурлит. Встретили молодой состав и повели к месту ночевки. Все представляли казармы с высокими потолками, длинные коридоры, большие окна. А тут… Под самодельным грибком прикрытый погреб, ступени вниз ведут. Прапорщик открыл дверь и резко выстрелил вверх. Все в недоумении: зачем? «Потолок из кривых тонких стволов деревьев сделан, так змеи облюбовали его, прячутся там в тени. Не выстрелишь – на тебя нападут, а так вниз падают». Потом достал автоматы, патроны, выдал лопаты. «А теперь все на исходную, рыть землянки, обустраивать место несения службы» (модульное жилье и палатки на 20 мест появились потом). Так Владимир оказался в отдельном вертолетном полку №292 (в 1981 году полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени). Простой парень из климатической зоны с ярко выраженными временами года попал в 47-градусную жару (в тени). Армейская форма была разная, кто в чем ходил. Но за это не ругали.

Только увидев первый раз «груз-200», парень понял, что строить великое будущее – это значит остаться в живых, не умереть от затяжных болезней, не попасть под обстрел. Здесь вертолёты не взлетали (пыль, песок забивали сразу все) – катились по плитам, потом взлетали. АН-24 доставлял топливо. «Черный тюльпан» (АН-12) редко приземлялся в вертолетном полку. Одна посадка «уничтожала» шасси: они горели от высокого трения с асфальтом, не выдерживали.

Светало рано, в два часа, а темнело быстро – сумерек, как у нас, там не бывает, в семь вечера сразу темно. До этого времени надо было подвезти боеприпасы, зарядить бомбы, заправить машины. Водители успевали. Трудно было? Наверное, но этого не показывали, просто выполняли приказ. А родителям писали, что служат за границей: сажают цветы на клумбах, помогают собирать урожай, строят дома. И действительно, адрес указывали один и тот же: «полевая почта». Владимир отправлял заграничные письма «из Польши, г. Познань», потому что там служил отец.

Самое страшное – заболеть. Частые затяжные болезни – брюшной тиф, желтуха. Не обошло это и Владимира. С желтухой его увезли в Самаркандский госпиталь. И только отсюда два солдата смогли отправить телеграмму домой и указать настоящее место, где они находятся. Родители примчались в Ташкент. Встреча была запоминающейся, со слезами на глазах, но недолгой. Мама никак не могла привыкнуть к тому, что женщины здесь не ровня мужчине, за стол вместе не садятся, выполняют только свою работу, одеваются по-особому.

Всем, кто переболел, давали отпуск, а солдаты 292-го полка не имели такой возможности. Отправились в часть. Теперь время службы как будто остановилось: дни, которые приближали долгожданный дембель, просто не двигались. Солдат не покидало ощущение, что в этих каменных джунглях с песочным воздухом они останутся навсегда. У каждого за спиной автомат. Даже простая поездка в город могла стоить жизни, поэтому с оружием никогда не расставались. На всю жизнь запомнятся «зачистки» кишлаков, когда не ты первый заходишь в ворота, а твоя верная помощница – граната. Без нее нельзя: или ты, или тебя. Народ говорит на разных наречиях, некоторые слова солдаты понимали, а другие не могли разобрать. Особое отношение – к детям. Уже с малого возраста они умеют обращаться с оружием. Днем – это маленький мальчик, а ночью – «враг». У них всегда были полные карманы денег. Каждый мог заработать, выторговать, обменять. Собирали все, что готовили к утилизации в части: пустые банки из-под тушенки, простреленные лопасти вертолетов, любое железо.

Чем питались, чтобы не повторились болезни? Самым распространенным напитком был «компот» из верблюжьей колючки как антисептик, противовирусное средство. Давали сушеную картошку, тушенку, галеты – безвкусное сухое печенье, три банки сгущенки, три коробки спичек и сигареты (для курящих), ржаные сухари. Почти год не было хлеба, пока не построили свой полевой хлебозавод. Но даже и тогда выпускались не буханки, а корочки с непропеченным тестом внутри. Очень хотелось жареной картошки – она считалась роскошью, как и «Нарзан» из холодильника.

Местные газеты о войне в Афганистане не писали. Ташкентский «Красный воин» публиковал материалы о строительстве зданий, разбивке клумб, разгрузке-погрузке товаров. А о нападениях на колонну, об обстрелах техники и самой части писали: «условный противник» был окружен и уничтожен.

О неразглашении военной тайны солдаты подписывали несколько документов, каналы связи были блокированы, письма проверялись несколько раз. Нельзя было награждать за афганские подвиги до 1981 года. Из 400 человек награды получили только двое. Грамоты давали, а медали – нет. И только 28 декабря 1988 года (при М. С. Горбачеве) Владимиру Валентиновичу Орлову, как воину-интернационалисту, была вручена Грамота Президиума Верховного Совета СССР «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан». Несколько солдат смогли вывезти на родину дембельские альбомы – память о горьких годах службы. Владимир вместо положенных двух лет отслужил 775 дней. В то время не задумывался – так надо было. Приобрел опыт ведения боя, работы в полевых условиях, научился быть экономным, ценить жизнь, близких людей. Знал чётко законы. До сих пор вспоминает, как сделали фото боевого МИ-24, а через несколько секунд начался обстрел и вертолет разбомбили. Но снимок в альбом отправился.

Жизнь продолжается. И вот Владимир из жары попадает в наши январские морозы. В кирзовых новых сапогах очень холодно, но зато модно. Красоты добавили наручные японские часы. А дома: «Сын вернулся!» И сразу попал на жареного поросенка. Вот это была встреча! Разговоры о военных действиях никто всерьез не воспринял, не поверили: хочешь «крутым» показаться перед девчонками. И только родители знали, какой ценой завоевано счастливое возвращение.

В родном совхозе солдата ждали трудовые будни. Еще и любовь с первого взгляда. Сделал себе подарок на день рождения – взял в жены Антонину Жукову. Свадьбу сыграли 29 января 1983 года. В семье родились два сына – Александр и Алексей. Оба отслужили, женились, подарили внуков. Счастливы Орловы.

В этом году Владимир отпраздновал юбилей трудовой деятельности – 40 лет он отдал шоферскому делу. Есть хобби – мотоциклы. Он их собирает-разбирает с закрытыми глазами, знает каждый винтик, гаечку.

Каждый год 9 Мая всей семьей идут в «Бессмертном полку» с портретами деда-прадеда. Если взять все поколения Орловых, то получится огромная территория, которую защищала семья. Мужчины сильные, твердые, как скала, не плачут. Лишь фильм «9 рота» Владимир Валентинович смотрит со слезами на глазах – это его жизнь, его интернациональный долг, афганская судьба. Пусть она будет только в фильмах, в книгах, на фото.

15 февраля 1989 года для воинов-интернационалистов это второй день рождения – встреча с родными, близкими, с Отечеством. Пусть молодое поколение знает историю, изучает ее, чтобы не повторились трудные, наполненные болью времена. Жить в мире, любить, оберегать свою семью – это самое главное для будущих солдат, мужей, отцов. Воспитать детей надо так, чтобы не было стыдно за их поступки, дела. Чтобы можно было гордиться тем, как они работают, получают знания, нужную профессию. Именно этого желает всем В. В. Орлов – наш земляк, воин-интернационалист.

Максим Носиков, Сергей Медведев, Сабрина Тюрина,

учащиеся 5 класса Энтузиастской школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

219