Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

10.10.2023 14:43 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Строгая, но справедливая

Автор: Светлана Матвеева

Когда мы говорим о детстве, сразу вспоминаем школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.

Очень часто это классный руководитель. Из педагогического коллектива он ближе всех к ребенку школы, особенно в начальном звене. Именно он становится для детей первым провожатым в школьный мир. Поэтому роль первого учителя в жизни детей огромна. И от того, каким будет педагог, зависит очень многое. Родители учеников 3б класса школы № 1 счастливы, что когда-то привели детей к Ирине Гоновой. Они обратились в редакцию с просьбой рассказать о том, какая у них учительница. А, действительно, какая?

Путь в профессию

Ирина Геннадьевна родилась в селе Ковардицы Муромского района. Там же окончила школу. На выбор профессии повлияла ее мама, которая мечтала стать учителем, но, к сожалению, у нее не сложилось. С детства слушая рассказы мамы о своей мечте, Ирина настолько прониклась ею, что уже представляла себя педагогом. Примерить на себя эту роль помогали так называемые поручения в школе, когда старшеклассников отправляли к малышам. Ей очень нравилось заниматься с ними, что-то им рассказывать, объяснять.

Помимо того, что прилежно училась, она еще и всячески проявляла себя: оформляла стенгазеты, участвовала во всех мероприятиях, занималась спортом.

Ирине очень повезло: на жизненном пути ей попадались замечательные педагоги. Она вспоминает своего первого учителя Антонину Васильевну Богомолову как некий эталон не только педагога, но и женщины. Класс всегда смотрел на нее, широко раскрыв глаза и внимая каждому ее слову. Красивая, молодая, статная, умная – все девчонки хотели походить на нее, память до сих пор хранит даже мелкие детали ее внешности, прически, одежды. Позже, в старшем звене, классным руководителем стала Галина Николаевна Тростина, которая тоже оказалась отменным педагогом, душевным человеком и замечательной женщиной.

После пятого класса Ирина очень полюбила уроки математики, которую преподавала Татьяна Васильевна Тетерина, оставившая неизгладимый след в судьбе будущего учителя. В какой-то момент школьница решила, что когда-то станет преподавать именно этот предмет.

В восьмом классе приоритеты изменились. Неизменные походы к младшим школьникам сделали свое дело: Ирина Гонова поняла, что ее предназначение – все-таки учитель начальных классов. Была поставлена цель поступить в педагогическое училище, и выпускница школы поехала ее добиваться. Поступить в педучилище было сложно. Профессия была очень востребованной, и конкурс, соответственно, был большим: четыре-пять человек на место. Но если есть цель, то нет препятствий: Ирина стала студенткой. «На моем пути снова встретились замечательные педагоги, которые передали мне весь свой опыт, все, что сами знали», – вспоминает она.

Классный руководитель, Нина Васильевна Власова, оказалась очень энергичной женщиной, она не только давала ученикам знания своего предмета, но и обучала культуре русского языка, речи, учила себя вести. Не секрет, что многие студенты были приезжими из сел и деревень мальчишками и девчонками, и именно педагог занималась их всесторонним развитием. Она учила жизни, давала ценные советы, была второй мамой, уделяла много личного времени. Три года подряд целый месяц проводила со своими студентами на картошке в селе Беляницыно.

У поколения тех детей, с кем училась Ирина, была цель. Они знали, что хотят стать именно учителями, хорошими педагогами. Студенческая жизнь состояла не только из учебы. После уроков время проводили активно, всегда были в движении, участвовали во всех мероприятиях, театральных постановках. Их жизнь была полна различных событий, в том числе спортивных: секция баскетбола, соревнования между группами, игра «Зарница».

Чтобы провести пробный урок, студенты в общежитии рассказывали друг другу конспекты, репетировали, шили себе костюмы: безрукавки, пиджаки, юбки. Учитель в их понимании должен всегда выглядеть соответствующим образом, быть элегантным. А где взять вещи? Сшить!

Еще одно из ярких студенческих воспоминаний – смотры строя и песни. Ирина Геннадьевна, как обладательница громкого голоса, всегда была командиром строя. Однажды исполняли песню «Красная гвоздика». К выбору костюма подошли, как обычно, очень ответственно: раздобыли черные водолазки, сделали своими руками красные гвоздики и прикрепили к ним, купили красный материал и сшили юбки.

Студенты выполняли любые поручения, их не надо было заставлять проявлять активность и контролировать. Ирина была очень ответственной, и все, что надо было делать, делала с полной отдачей. Она каждый раз ставила себе новые цели и добивалась их, выполняя порой даже то, что изначально казалось невозможным.

Учителя начальных классов должны были за время учебы освоить музыкальный инструмент – аккордеон. Было сложно, но справились. И снова очень повезло с педагогом. Людмила Николаевна Юргина организовала замечательный хор, где Ирина пела первым голосом, и ансамбль. «Она была удивительной души человеком. Строгая, ответственная, всегда одетая с иголочки. Не только учила предмету, но и своим трудолюбием показывала нам, каким должен быть педагог и человек», – с теплотой говорит о педагоге И. Г. Гонова.

«С удовольствием вспоминаю эти замечательные годы. Всегда говорю детям, что школа, училище, институт – это самое веселое и беззаботное время», – рассказывает учитель начальных классов.

Ежегодно Ирина Геннадьевна с однокурсниками проводят встречи, общаются и вспоминают своих педагогов, некоторые из которых уже, к сожалению, покинули этот мир. И. Г. Гонова перечисляет многих своих наставников по имени-отчеству и говорит, что ей было с кого брать пример, педагоги действительно стали вторыми родителями.

Профессия мечты

Однажды, когда Ирина Гонова, будучи студенткой, провела урок окружающего мира, педагог Галина Михайловна Воропинова сказала о ней: «Учительница будет строгой, но справедливой». Тогда будущий учитель начальных классов поняла, что действительно учитель должен быть в первую очередь справедливым, спрашивать с детей, ведь знания пригодятся им в жизни. Не пятерка в дневнике, а именно знания. Можно дать удочку, а можно дать рыбу, чтобы накормить человека. Задача педагога – дать удочку.

Когда И. Г. Гонова пришла работать в школу № 1, ее встретил замечательный сплоченный коллектив. Не просто отличные педагоги, но и заботливые, отзывчивые люди, у которых было чему поучиться. Школьная жизнь проходила не только в работе, но и в совместных торжествах, праздниках. Учителя сами придумывали сценарии мероприятий, сами дружно проводили их и получали от этого огромное удовольствие.

На сегодняшний день Ирина Геннадьевна трудится в школе № 1 уже сорок первый год. За это время у нее было большое количество выпусков, можно сказать, что она воспитала несколько поколений. Ее воспитанники приводили к ней своих детей, она становилась «семейным» учителем. Говоря о смене поколений, педагог подчеркивает, что сейчас дети такие же, как и несколько десятков лет назад. Во все времена были хулиганы и активисты, двоечники и отличники. Разница лишь в том, что раньше дети были более спокойными и тактичными, сейчас – более раскрепощенные. Поколения не нужно сравнивать, нужно знать, куда направить кипучую детскую энергию, найти ей правильное русло, и с этим учитель отлично справляется.

«Я могу сказать, что мои дети выполняют все поставленные задачи и требования, а родители прислушиваются к рекомендациям. Да, я строго спрашиваю, но и оцениваю справедливо», – говорит И. Г. Гонова.

Еще один важный момент, по мнению Ирины Геннадьевны, – понять интересы ребенка и сделать на них упор: отдать в музыкальную школу, спортивную секцию, в различные кружки, не думая о том, что тогда ребенок не выучит уроки. Выучит! Это поможет развить чувство ответственности. «Порой кружки и секции помогают выбрать профессию. Если этого не произошло, то в любой сфере дополнительная подготовка даст ребенку некую статусность, он начнет проявлять себя, как артист или спортсмен. Важно уметь быть коммуникабельным. В жизни все пригодится!» – делится опытом Ирина Гонова.

Ирина Геннадьевна – человек неконфликтный, она терпима ко всем и принимает любых людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Она никогда не была подвержена высокомерию, разговор с любым человеком будет вести на равных. И детей учит тому же – уважать всех, кто их окружает, и уметь договариваться. Воспитывать и учить детей нужно своим примером как учителям, так и родителям. Для И. Г. Гоновой не зазорно извиниться, если она была в чем-то не права, ошиблась или сделала не так. Дети должны понимать: если ты не прав, надо честно это признать. «Нас всегда учили быть честными, справедливыми. И детей я учу тому же», – говорит педагог.

Ирина Геннадьевна сама придерживается и учит детей золотому правилу нравственности: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Она старается воспитать в детях чувство справедливости не только по отношению к себе, но и к окружающим, и очень радуется, если ее ученики становятся дружными не только в стенах школы, но и за ее пределами, и даже окончив школу.

Профессионализм педагога подчеркивают многочисленные грамоты, в том числе почетная грамота Министерства образования РФ. Но главный показатель – успехи ее детей на олимпиадах и в соревнованиях, где они очень часто занимают призовые места.

За время педагогической карьеры учитель начальных классов работала по разным программам, постоянно осваивала что-то новое, пополняла свой багаж знаний. В школе появилось много новшеств, например, интерактивная доска. Ирина Гонова шагает в ногу с техническим прогрессом и благодаря трудолюбию, усердию и любви к своему ремеслу осваивает все нововведения и с удовольствием делится опытом с коллегами.

Учитель, коллега, человек

Наша беседа состоялась в профессиональный праздник – День учителя. Доска в кабинете 3б класса была разрисована сердечками, в которых детскими руками было аккуратно выведено: «Мы вас любим», «Вы самая лучшая». Думаю, что отношение детей к педагогу лучше любых слов характеризует это послание мелом на доске.

Коллеги, которые работают с Ириной Гоновой в параллельных классах, с удовольствием рассказали о ней как о человеке и профессионале. Все говорили практически одни и те же слова, что подтверждает их объективность и честность. Заботливая, добрая, понимающая, очень щедрая именно как коллега. Она всегда делится своими знаниями, педагогическими приемами, находками, поддерживает и подсказывает, консультирует, никто никогда не слышал от нее отказа. «Настоящий учитель в высшем понимании этого слова и очень хороший, замечательный человек», – сказала Ирина Николаева, одна из коллег. Очень много добрых слов звучало в ее адрес, но каждый педагог начинал свою речь со слов: «Она строгая, но справедливая».

Нашу беседу прервал звонок на перемену, и в класс начали заходить ученики разного возраста. Они обнимали учителя, поздравляли с профессиональным праздником, преподносили подарки. Стало очевидно – Ирина Геннадьевна их первый учитель, которого они любят и благодарят.

– Расскажите мне о своем учителе, какая она? – спрашиваю я очередных вошедших в класс школьниц.

– Ну... Она строгая, но...

– Дайте угадаю! Справедливая?

– Точно!

Именно эти слова красной строкой прошли через всю нашу беседу. Думаю, что это тот случай, когда их говорят не для красоты речи, они не стали простой дежурной фразой, а послужили короткой, но очень точной характеристикой Ирины Гоновой.

Фото автора и Светланы Ланцовой.

Уважаемая Ирина Геннадьевна!

В Год педагога и наставника мы, родители учащихся 3б класса, хотим выразить вам свою благодарность.

Начинать всегда нелегко, поэтому начальная школа для ребенка – это первые старания, первые достижения, первые страхи и первые победы. Вместе с вами у наших ребят получается все. Они уверенно идут к поставленным целям.

Спасибо вам за то, что пробуждаете в них интерес к учебе. Спасибо за понимание и восприятие детской фантазии. Спасибо за снисходительность в отдельных случаях и за настойчивость в особо важных моментах. Вы педагог и наставник не только для наших детей, но и для нас, родителей. Все ваши советы и рекомендации мы берем на вооружение.

Вы замечательный учитель! Спасибо за ваш труд и старания.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

231