Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

23.04.2021 15:20 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МУСОРНАЯ РЕФОРМА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Автор: Каролина Евдокимова

Немногим больше года во Владимирской области реализуется мусорная реформа. Что за это время изменилось, в лучшую или худшую сторону, с какими проблемами столкнулись органы местного самоуправления и как их решают, мы рассмотрим на примере муниципального образования Красносельское.

Напомним, что в нашем регионе внедрение реформы было отложено с января на декабрь 2019-го. И вот час Х настал. Региональный оператор был выбран. В Юрьев-Польском районе это компания «Хартия».

«По замыслу законодателей, реформа обращения с ТКО предполагала переход на новую систему всех участников этого действа: граждан, юридических лиц, управляющих компаний, органов местного самоуправления, а также всех уровней власти, но в итоге фактически эта цепь замкнулась на муниципалитетах, – считает глава администрации муниципального образования Красносельское Сергей Блинов. – Многие граждане и юридические лица считают, что их ущемляют в правах, обманывают, обсчитывают... То и дело слышны отговорки: «Я дачник, платить не должен», «Вожу мусор в город или другое село», «Платить не буду, потому что мусор сжигаю»... Отмечу, услуга была жилищной, стала коммунальной. Если ты не прописан в помещении, не значит, что ты не должен оплачивать то, что положено законом».

Как отметил Сергей Юрьевич, водоканал, который до выбора регионального оператора занимался вывозом мусора, «ушел» быстро – забрал свои контейнеры и поминай как звали. Понимающие люди старались придерживать мусор до входа на территорию регоператора. Однако на длительный срок при всем желании не хватило бы даже сознательных граждан. Результатом стали заваленные мусором контейнерные площадки в переходный период. «Некоторые демонстративно вываливали мусор из пакетов прямо на площадку, – подчеркнул Сергей Блинов. – Чтобы не допустить коллапса, мы подключились и начали вывозить отходы за счет бюджета».

Хотя вхождение в новый формат работы было тяжелым, сельская администрация помогала устранять навалы ТКО, ликвидировать свалки, специалисты вели разъяснительную работу с населением по новой системе обращения. Конечно, с приходом регионального оператора стало намного чище, отмечает С. Ю. Блинов, качество оказанной услуги возросло. Начали работать…

Первое, на что обращает внимание Сергей Блинов, – изменения в федеральном и региональном законодательстве, которые обязали органы местного самоуправления создавать и следить за площадками сбора ТКО. Получается, что платят потребители региональному оператору, а обустраивать площадки должна местная администрация? Все, что в этом направлении было сделано до реформы, не соответствует нынешним требованиям и подлежит замене.

«Затраты сумасшедшие – 80 тысяч рублей на одну площадку, – отмечает глава администрации. – Сейчас в реестре нашего муниципального образования 180 мест накопления ТКО, из них 120 – обустроенные площадки. Чтобы старые площадки привести в соответствие с существующими требованиями и построить новые площадки, потребуется более 14 миллионов рублей. Где их взять? Финансирования из областного бюджета на эти цели нет, а надзорные органы выдают и выдают представления. Все на нас наседают, что мы обязаны, но не говорят, где брать на это деньги».

В 2021 году МО Красносельское участвует в программе «Комплексное развитие сельских территорий», субсидия в два миллиона рублей позволит обустроить 24 контейнерных площадки.

Вторая проблема – содержание КП. Как отмечает С. Ю. Блинов, за исключением семи площадок, нигде в Красносельском сельском поселении нет «лодок» под крупногабаритный мусор, хотя в тариф его вывоз включен. «Люди решили, раз тариф изменился, на площадки нужно тащить все, – подчеркнул Сергей Юрьевич. – Если раньше это оседало где-то на задах огородов, сжигалось, то сейчас это на контейнерных площадках».

В пору огородничества на контейнерные площадки и в городе, и в селах граждане несут и везут все: ботву, излишки урожая, обрезь кустов и деревьев и т.д. В итоге навалы из отходов огородничества плюс крупногабаритный мусор образуют на площадках целые свалки. «Реакция регоператора: «Мы это не убираем, это не КГМ», – рассказывает Сергей Блинов. – Административно-технический надзор штрафами за это пополняет областную казну. За счет администраций муниципальных образований! Поэтому мы вынуждены нанимать подрядчика и убирать эти навалы за счет местного бюджета. Хотя в законе нет указания на то, что вывозить мусор с площадок должны органы местного самоуправления. ОМСУ живут по 131 федеральному закону, где нет упоминаний, что мы должны участвовать в деятельности по организации и вывозу ТКО. Однако всем этим нас наделил областной закон от 2014 года, но ни копейки на реализацию этих полномочий нам выделено не было».

Сергей Юрьевич отметил еще одну печальную тенденцию: чем ближе село к районному центру, тем больше отходов, свалок, мусора и грязнее населенный пункт. Видимо, это связано с тем, что люди чаще совершают покупки, соответственно больше упаковки от товаров, больше образуется отходов.

Что в итоге? За последние пять лет за счет сельского бюджета вывезено более 6000 кубометров несанкционированного навала мусора, в большей степени с контейнерных площадок, на сумму 5 млн 388 тысяч рублей. А если учитывать, что за три года обустроено 54 контейнерные площадки на сумму почти 1,3 млн рублей, то всего на эти цели потрачено 6,7 млн рублей. «Давайте посмотрим, на что мы могли бы израсходовать эти деньги, – говорит Сергей Юрьевич. – Например, построить не менее 15 детских площадок, расчистить не меньше 6 водоемов, построить вновь 50 колодцев, спилить более 2000 аварийных деревьев».

Третье, что вызывает вопросы у главы Красносельской администрации, – в ряде случаев отсутствуют подъездные пути к контейнерной площадке. В таком случае в соответствии со СНиП здесь нельзя определить место сбора ТКО. «Есть населенные пункты, где народ понимает, что нет нормального подъезда и вывоз мусора затруднен, тогда мы выносим контейнер на ближайшую площадку либо размещаем в полосе отвода автомобильных дорог, – отмечает С. Ю. Блинов. – При ремонте или строительстве дороги предусматриваем наличие контейнерной площадки и обеспечиваем подъезд. Зимой расчищаем, порой бегаем по селу и ищем трактор, поскольку работники «Хартии» просто не могут выкатить контейнеры. В этом плане нам помогает УКС».

Ну, и четвертая проблема – управляющая компания и жители многоквартирных домов полностью устранились от реализации реформы и перехода на цивилизованный метод обращения с ТКО, считает Сергей Блинов: «Категорически не хотят, а убеждают, что не могут, принимать участие в реализации реформы». Они не строят контейнерные площадки на территории МКД, не содержат их, не поддерживают порядок. «Не все граждане сегодня соблюдают нормы и правила чистоты, – подчеркнул Сергей Юрьевич, – хотя есть жители многоквартирных домов, которые сами наводят порядок на контейнерных площадках, подключаются во время субботников».

Мусорная реформа в нашей стране, безусловно, необходима, и не только потому, что отходов становится все больше – требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами. Зачастую мусорные компании занимались тем, что собирали отходы и вывозили их на свалку, а иногда и просто выгружали в лесу.

Целью реформы обращения с ТКО, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно. Именно этого мы и ожидали от реформы. Безусловно, в этой цепочке должны быть рабочими все звенья, в том числе и мы, жители городов и сел.

Ответ департамента природопользования на запрос «Вестника Ополья», относятся ли сорняки, ветки и т.д. к твердым коммунальным отходам:

«Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений.

В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО».

В соответствии с п. 7.5 постановления департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 08.02.2018 года, содержание мест (площадок) накопления отходов, размещаемых в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, осуществляется за счет средств собственников указанных жилых домов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73