Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

22.01.2021 15:18 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВОЗДАЕТСЯ ПО ТРУДАМ

Автор: Каролина Евдокимова

«Баба Нюра, дай конфетку», – такими словами частенько встречает окрестная ребятня Анну Петровну Власову, жительницу села Федоровское. А у той в кармане всегда есть сладости, которыми она щедро одаривает детвору. 30 декабря Анне Петровне исполнилось 90 лет.

Приехав в Федоровское, долго не могла достучаться, дозвониться до юбиляра. Вдруг увидела, что по лестнице на второй этаж шустро поднимается маленькая старушка. «Вы Анна Петровна? – спрашиваю. – Я из районной газеты». «Я, – отвечает, нисколько не запыхавшись. – В сарайку бегала». И слово «бегала» в данном случае не преувеличение – живости, энергии, жизнелюбию пожилого человека позавидует и молодежь.

Родилась Анна в 1930 году в сельце Звенцово. Семья была большой – двенадцать человек, Анна оказалась одной из младших.

Нелегко пришлось девочке, как и другим селянам, в годы Великой Отечественной войны. Практически все мужчины, в том числе и ее старшие братья, защищали страну от врага. Молодежь отправляли на трудовой фронт, поэтому вся тяжесть сельского труда легла на плечи женщин, детей и подростков.

В 1941 году Анна ушла в няньки в Горяиново – у одной из женщин муж погиб в первые дни войны, двоих детей оставить было не с кем. Прожила девочка там лето и зиму, была в десятилетнем возрасте и за хозяйку в доме. С тех пор началась ее трудовая биография. «А тут нас уже на работу вызывают, а дети без меня не могут, – рассказывает Анна Петровна. – И ей надо уезжать – раньше то вишенку, то яблочки, то рябинку в Иваново возили, тем и жили. Дети за мной идут в сельцо: «Нянь, пойдем, мама поедет в Иваново». Что делать? Иду к ним. Так и проживала я то у нее, то у себя».

Ребятами возраста Анны стали «затыкать все щели». А кем еще? Работать больше некому было. «Нас было четыре девчонки, – вспоминает Анна Петровна. – Сначала всех вместе отправили в овчарник. Печку сами топили, свеклу варили, воду с пруда таскали, прорубали лед, котел нагреем и целый двор поим».

Стали старше – работали по наряду. Девчонок ставили с пожилыми женщинами. Те выучили их косить. Вот и косили руками рожь, подбирали, вязали, скирдовали – всему научились. «Народу в деревне не было – всего четыре мужика, остальные – одна детня. Вот бригадир и звал нас цыплятками-мармулятками, – смеется Анна Петровна. – Стукнет в окно: «Мармуленочек, цыпленочек, вставай!» Встаем, пошли. А куда деваться? Некому больше». Руками скашивали все хлеба, какие бы ни были, колотили. Ни косилок, ни комбайнов не было.

А потом девчонок стали направлять то лес пилить, то на торф. «У председателя была единственная дочь, с 1928 года рождения. Он ее никуда не посылал, а нас совал везде, куда вызывали, – сетует А. П. Власова. – Как-то за нами пришли с милицией, а мы вчетвером из дома убежали, спрятались у одной старушки. Сидим, наблюдаем: «Девчонки, ко мне поехал милиционер на белой лошади». Трясемся, что заберут нас. Уехал. Домой приходим, а там повестка в суд за то, что на торф не поехали. А мы еще глупые дети... Батюшки, мы плакать взялись. Поехали в Боголюбово на суд. Выходит женщина: «Вы, девочки, чего?» Мы объяснили. Она повестки забрала, поговорила с нами и говорит: «Поезжайте домой. Как вы нам понадобитесь, мы вам пришлем повестки». Обошлось тогда».

Не одно, так другое – вскоре девчонок отправили в Киржачский район валить лес: «А какие мы пилильщики?» Спилили они одну березу, а она треснула до самой макушки и стоит. Что делать? Девчонки решили ее уронить и повалили на нее еще одну березу, потом еще одну и еще... Уже десять берез висит на первой, а она падать ни в какую не желает. «Десятница кричит: «Девчонки, не подходите!», – вспоминает Анна Петровна. – А березы-то огромные, по восемь-десять метров. Позвала она мальчишек. Те, хотя тоже боялись, помогли нам. Дернут, отбегут, дернут, отбегут... Все-таки уронили».

Тяжело девчонкам в лесу: приходилось валить огромные сосны со стволами в восемьдесят сантиметров – длины пилы не хватало. «Она сядет у нас на пилу, мы ни туда, ни сюда – не вытащим и не уроним, – говорит Анна Петровна. – Мучились до потери сознания. Опять мальчишки помогали. А сосна упала, мы до сучков дотянуться не можем, чтобы обрубить. А потом стволы надо еще разрубить, в кубатуру сложить: одни на спички, другие на самолет на лыжи... Тут же и бревна строевые. Везде нас гоняли. Однажды нас бревнами чуть не задавило. Ужас был, но мы все же выжили».

Пришлось Анне и пахать. За ее братом была закреплена пара лошадей, а работать на них могли только члены семьи. Бригадир целый день обучал девочку пахоте. «Принесли нам поесть, – вспоминает Анна Петровна, – маленький кусочек картофельника, два огурца, крохотный кусочек хлебца и бутылку обрата. Молоко-то все сдавали государству, нам не доставалось. И яички все сдавали, и от мясца нам доставались только рожки да ножки».

«А то, бывало, косим, косим, косим, коса сырая – повози-ка целый день. Да еще за собой грабельки привяжешь и сгребаешь. Потом снопы свяжешь, в крестцы поставишь... Домой на обед придешь и еще два пучка поясков накрутишь, чтобы снопы вязать. Это была не жизнь, а каторга, – с горечью рассказывает А. П. Власова, – и все равно жили весело, были дружны, как одна семья. Не как сейчас народ-то живет».

В 1953 году Анна вышла замуж за Анатолия Власова. В 1954 году родился первый сын, названный в честь отца Анатолием, в 1956 году – Евгений, а в 1962-м – Николай.

В 1957 году Власовы перебрались в село Федоровское. Сначала, когда приехала, и коса опять пошла молодой женщине в руки, и лошади. Затем до выхода на пенсию работала в свиноводстве. Всю жизнь Анна Петровна отдала сельскому хозяйству, трудилась от рассвета до заката в совхозе. И всегда эта неугомонная труженица была среди передовых, пользовалась заслуженным уважением и у руководства сельхозпредприятия, и у таких же работников, как она. «Я не знаю, чего я не умею. Вот заставь меня любую колхозную работу сделать, мужскую или женскую, – я все смогу», – утверждает она.

До сих пор вспоминает, как в 1973 году ее поощрили поездкой в Среднюю Азию. Среди ее наград – знаки «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования», медали «За трудовое отличие», «Ветеран труда». Конечно, на груди А. П. Власовой поблескивают и юбилейные награды – кому, как ней знать, как тяжело приходилось в годы войны детям и подросткам, каков их вклад в общее дело Победы.

Как рассказал старший сын, мама всегда была доброй, но строгой. Она во всем любила и любит порядок – и на работе, и дома. Даже во время нашего разговора ее руки то скатерку пригладят, то открытку переложат. А какая дома чистота! Идеальная.

В чем же секрет долголетия Анны Петровны? «Я никогда не нервничала, не ругалась – что мне это даст? Просто брала и делала сама. Трудилась много. Мне Господь, наверное, за труды дает», – считает она. И дай Бог юбиляру еще много лет, крепкого здоровья, сохранить присущий ей оптимизм.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

67