Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

13.02.2019 16:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Нам снится 30 лет Афган

Автор: Юлия Лунева

Слез не будет из глаз, просто нет уже слез,

Только вот желваки заиграют на скулах,

И мы вспомним Афган среди русских берез,

Всех погибших друзей в тех горах и аулах.

Брошу красный букет на февральский снежок,

Словно капли из крови лепестки заалеют…

Пусть минует сто лет, срока давности – нет,

Нашу память года зачеркнуть не сумеют.

Виталий Иванов.

Мир никогда не забывает о трагедиях, сотрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней и разрушавших все на своем пути. Можно восстановить города, поднять из руин страну, но никто не воскресит тысячи людей, так и не успевших построить свой дом и воспитать детей. Связанные присягой командиры и рядовые принимали и принимают смерть в самых дальних уголках нашей планеты. Одним из таких событий стала война в Демократической Республике Афганистан, которая длилась в два раза больше, чем Великая Отечественная война, она – часть нашей истории.

По официальным данным, в этой необъявленной войне советские войска потеряли в общей сложности более 15 тысяч человек. Около 54 тысяч были ранены и контужены. 416 тысяч насчитывается заболевших инфекционным гепатитом, брюшным тифом и др. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек. Судьба попавших в плен складывалась по-разному: кто-то был завербован противником, многие погибли.

Ровно тридцать лет прошло со дня вывода советских войск из Афганистана. Десять долгих лет трагических событий, смертей, горя, ужаса и страха. Малейшее напоминание, будь то слова из песни солдат-афганцев, фото, фильм, какой-то атрибут – все больно ранит душу, и уже не сдержать откровенных мужских слез. Афганцы знают цену каждой прожитой минуте и не хотят, чтобы когда-нибудь война повторилась. Они редко надевают медали, нечасто рассказывают о своих армейских буднях. А ведь с той войны они привезли не только воспоминания. Сергей Блинов (рядовой) удостоен ордена Красной Звезды. Александр Волков (рядовой), Олег Фомичев (рядовой), Николай Рубцов (сержант), Алексей Фадеев (сержант) – медали «За отвагу». Николай Гущин (рядовой), Владимир Хренков (рядовой), Владимир Макаров (младший сержант), Владимир Федосеев (сержант) награждены медалью «За боевые заслуги». Владимир Кундерев (рядовой), Александр Юдин (ефрейтор) отмечены нагрудным знаком «За отличие в военной службе» II степени. Всего из Юрьев-Польского района проходили службу в ДРА около восьмидесяти человек. Не вернулись юрьевпольчанин Алексей Чирков и уроженец села Косагово Вячеслав Легков.

Сорок лет назад, сразу после выпускных экзаменов в педагогическом училище, был призван в армию Александр Романов (на снимке). Тогда еще он не знал, что его ждет не просто служба.

Родился он в селе Красном, там же окончил восемь классов. Поступил в педучилище на специальность учителя начальных классов с дополнительной специализацией старшего пионервожатого. Ему нравилась работа с детьми, возможность участвовать в их воспитании. Но сразу окунуться с головой в профессию не удалось – надо было отдать долг Родине.

Попал Александр в город Горький (ныне Нижний Новгород), Сормовский район, в 14 гвардейский танковый полк имени В. И. Шибанкова. Первые полгода шли обычные армейские будни: учения, стрельбы, дежурства, подъемы, отбои. В декабре солдату предоставили десятидневный отпуск, и он поехал навестить родителей. Вернувшись в часть, Александр обнаружил, что казарма пуста. Выяснилось, что начался ввод ограниченного контингента войск в Демократическую Республику Афганистан и все его сослуживцы уже в пути. Не раздумывая, юноша, воспитанный в духе патриотизма, написал рапорт об отправке его туда и совсем скоро догнал своих в Дзержинске.

Молодые бойцы ехали на восток, по слухам зная, что в ДРА полным ходом идут боевые действия и с нашей стороны уже немало потерь. У всех были смешанные чувства: никто не хотел принимать всю серьезность ситуации и не знал, что его ждет в чужой стране. Ехали в обычном пассажирском вагоне спецпоезда, с интересом наблюдая, как зима исчезает на глазах. Снега за окном становилось все меньше, а затем он пропал совсем…

Через несколько суток остановились в Сурхандарьинской области. Ребята были из разных родов войск, со всего Советского Союза. Их распределили по частям. Александр попал в подразделение инженерно-саперной роты. Сразу начались учения по разминированию и процессу установки мин. Тогда солдат узнал, что такое настоящие мины.

Операция по «оказанию интернациональной помощи афганскому народу» проходила в условиях строгой секретности. Ведь советское руководство рассчитывало, что война не будет долгой. Практически вся почта проверялась, поэтому на родину солдаты писали короткие письма, не разглашая, где они находятся и чем занимаются. В основном сообщали, что все хорошо, служат на юге, вокруг красивые горы, верблюжья колючка, перекати-поле, солнце и жара. Так писал и Александр. Даже находясь в очередном отпуске, он ничего не рассказал родителям.

Далее служба проходила под городом Баграм. Александр был водителем и сапером. Часто их рота сопровождала колонны с боеприпасами, продовольствием, охраняли наших советников. Выезжали на разминирование, минирование. Помогали другим саперным ротам. Александр также был лаборантом МАФСа – автомобильной фильтровальной станции, предназначенной для полной обработки воды. В его подчинении было три автомобиля. Приходилось часто фильтровать воду из водоемов сомнительной чистоты, делать ее пригодной для питья, технических нужд, аккумуляторных батарей. Жара стояла более 40 градусов в тени, воды катастрофически не хватало.

Солдаты жили в полевых условиях. Располагались в четырехместных шатровых палатках. Антисанитарные условия, отсутствие чистой воды, конечно же, не могли не сказаться на здоровье бойцов. Многие переболели гепатитом, дизентерией, холерой, брюшным тифом, педикулезом. Сказывалась на самочувствии и резкая смена температуры. Днем могла быть жара под пятьдесят, а ночью столбик термометра падал до пятнадцати-двадцати (казалось, уже холодно). Этот дисбаланс особенно чувствовался теми, кто нес суточное дежурство в окопах и сторожевом охранении.

Курящим выдавали восемнадцать пачек самых дешевых папирос на месяц. В пайке вместо положенного сливочного масла из-за того, что оно не хранилось на жаре, было сало. Солдат одевали в экспериментальную форму песочного цвета, панаму. Когда было холодно, одевали шинели и фуражки.

Покоя не было ни днем, ни ночью. Вблизи палаток периодически раздавались автоматные очереди. Казалось, враги нападают со всех сторон, а на самом деле стреляли часовые, отпугивая рыскающих поблизости шакалов.

Периодически возникали песчаные бури. Жуткое явление, когда сухие, горячие, быстрые воздушные потоки поднимают с земли пыль, песок, уничтожая слои почвы, снижают видимость и неблагоприятно воздействуют на дыхание. К тому же покой солдат нарушала живность, обитающая в этой местности: вараны, ящерицы, пауки тарантулы, огромные жуки, кроты. Такое соседство было неприятным и наносило определенный вред.

Еще были горы – царственные, грозные и неприступные. Поднимающие на тяжелых пиках бездонное голубое небо, окрашенные восходящим розовым солнцем или тающие в восточной ночи. Такой афганская земля врезалась в память. Горы сначала приводили советских солдат в немой восторг, а затем оказались проклятыми.

Укусы насекомых, болезни, жажда и нечеловеческие условия были лишь мелкими неприятностями по сравнению с тем, что приходилось стоять лицом к лицу со смертью.

Первая потеря в роте Александра произошла, когда его автоколонна, полностью оснащенная инженерным снаряжением и минами, перешла через перевал Саланг, двигаясь на север. За рулем одной из машин был парень из Коврова Михаил Исаев. В какой-то момент ему показалось, что застучал двигатель. Он остановился. Это была смертельная ошибка, ведь их предупреждали: не отставать, тем более не вставать, встанешь – ты мишень. Так и вышло. Только он заглушил мотор, сразу последовал выстрел. Разрывная рана головы моментально унесла жизнь солдата. Александр до сих пор не может забыть весь этот ужас, страх, запах трупа, который быстро портится на жаре…

«После этого случая пришло осознание того, что мы здесь не играем в войнушку, а воюем по-настоящему, – рассказывает Александр Юрьевич. – Мы были пацаны, юнцы, многие и водить-то путем не умели, а надо было управлять боевой техникой, танками, да еще по сложной дороге. Много было и аварий, и смертей по глупости… Гражданская жизнь только снилась (если удавалось заснуть), все учились жить по законам военного времени. А средства массовой информации продолжали вещать о мирной интернациональной помощи Афганистану, хотя в Союз уже доставлялись десятки и десятки цинковых гробов…».

Много чего пришлось повидать двадцатилетнему парню. Крепкому молодому человеку, выросшему в селе, умеющему разделывать скотину, казалось, что вид крови его никак не напугает. Но здесь лишались жизни такие, как он сам, парни. Одни не возвращались с заданий, другие гнили от болезней. А солдаты все сменяли и сменяли друг друга, одни уезжали, на их место прибывали другие. Александр вспоминает, как на его глазах взорвали вертолет с отбывающими домой дембелями. Как его грузовик загорелся, когда покидали Баграм. Тогда пострадала только парадная форма. Ребята быстро повыпрыгивали из горящей машины. Пришлось покупать новую форму, но это несравнимо с потерей жизни.

Демобилизоваться было нельзя, пока не подготовишь себе замену. Александр рассказывает, как к ним в роту пришли мотострелки, которых надо было обучить минерно-саперному делу и вождению боевой техники.

Почти два года, проведенные в Афгане, не забудутся никогда. Александр признается, что уже на гражданке ему постоянно снились бои, задания, колонны ребят, лица погибших. Он просыпался в холодном поту даже от звука в батареях – казалось, что слышится стрельба.

Он пришел домой 1 июня 1981 года. А третьего числа уже поехал сдавать вступительные экзамены во Владимирский педагогический институт на заочное отделение по специальности учителя общетехнических дисциплин и труда. Тут же устроился работать в педагогическое училище в Юрьеве. Стал преподавать музыку и работать лаборантом физического кабинета. До армии Александр еще учился пять лет в музыкальной школе (баян, аккордеон), так что это ему пригодилось в начале педагогической карьеры.

На гражданке Александр как мог следил за ситуацией в Афгане, хотя особой информации нигде не было. Только лет через пять стали оглашать какие-то факты, показывать сюжеты по телевидению, писать в прессе. Он с первых дней возвращения домой поддерживал связь с сослуживцами. Совместно они организовали клуб «Долг», стали заниматься с подростками строевой и огневой подготовкой, обучали рукопашному бою, парашютному делу. Занятия проводили, где придется, приносили снаряжение из дома, у кого что есть, делали сами, просили в ДОСААФ, военкомате и райкоме партии. Дети с удовольствием и интересом занимались, а наставники были их авторитетами.

Когда Александр Юрьевич получил высшее образование, ему предложили стать военным руководителем педучилища. Но надо было дополнительно учиться. Пришлось несколько раз в отпуск ездить в военные училища, а потом закончить ускоренные трехмесячные офицерские курсы. Почему он пошел на это? «Мне хотелось научить своих воспитанников быть настоящими мужиками, защитниками, умеющими постоять за себя, знающими, как держать оружие в руках, как оказывать первую медицинскую помощь, вести себя в экстренных ситуациях и так далее. Не дай Бог кому оказаться на войне, там главная задача – выжить. Я стараюсь дать своим ученикам многое из того, что пригодится и в мирное время», – говорит А. Ю. Романов.

В 1983 году Александр женился. Его избранница, Елена Владимировна, также была связана с педагогикой – работала в школе №2, а затем и в СОШ №1. В 1984 году в семье родилась дочь Анастасия, которая в последующем подарила родителям двух прекрасных внуков.

Уже около тридцати восьми лет Александр Юрьевич верен педагогической профессии. Много лет он является преподавателем-организатором ОБЖ и допризывной подготовки в индустриально-гуманитарном колледже. Сотни парней и девушек благодаря ему знают основы безопасности жизнедеятельности, различают виды боевого оружия и военной техники. Студентам надолго запоминаются практические занятия, например, по сборке-разборке автомата, надеванию противогаза на время или оказанию первой медицинской помощи. Студенты уважают преподавателя, ветерана военных действий. Ребята одного из его курсов к юбилею колледжа подготовили плакат с фотографиями, стихами и рассказами о боевом пути своего учителя А. Ю. Романова.

За свою трудовую деятельность Александр Юрьевич имеет много наград, среди которых благодарность президента РФ «За большой вклад в работу по социальной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи». Он является председателем братства воинов-интернационалистов Юрьев-Польского района, заместителем председателя местного отделения общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Благодаря Александру Юрьевичу на протяжении тридцати лет между воинами-интернационалистами, проживающими в Юрьев-Польском районе, существует дружба, взаимопомощь, неизменная традиция встречаться 15 февраля. Многим за эти годы помогли с квартирами, льготами, лечением. Они, как одна семья, связаны общей памятью, общей болью, одной на всех войной.

В память о воинской службе в ДРА у Александра Юрьевича есть медаль «От благодарного афганского народа». Сохранилось и несколько фотографий, сделанных украдкой в далеком 1980 году. Небольшой альбом, китель и фуражка сержанта А. Ю. Романова хранятся в музее колледжа. Во время экскурсии студентам обязательно рассказывают, что в колледже работает воин-интернационалист, участник боевых действий в Афганистане.

О мужестве и самопожертвовании наших солдат можно говорить бесконечно. Они заслуживают самого глубокого уважения, потому что каждый из них выполнял свой патриотический долг. Что-то со временем, возможно, забудется. Но каждая война остается в жизни народа неизгладимой трагической меткой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

406