Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

06.12.2018 15:41 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«ТЕ ВРЕМЕНА ВСПОМИНАЮ КАК ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ»

Автор: Юлия Лунева

Много лет отдала внешкольному образованию детей Аба Ефимовна Гликман.

– В дом пионеров я пришла в 1964 году организатором массовой пионерской работы по направлению райкома комсомола. Тогда директорствовала Валентина Ивановна Петрова. Нашей основной задачей была организация детских площадок в густонаселенных районах города. Одним словом, мы собирали детей, живущих в многоэтажных домах, и проводили с ними различные игры, конкурсы, концерты для ветеранов. На этих же площадках проходили междворовые соревнования, которые были очень популярны среди молодежи, футбольные матчи на призы клуба «Кожаный мяч», шахматные турниры «Белая ладья», хоккейные встречи «Золотая шайба». Ребятня с удовольствием принимала участие во всех мероприятиях.

А начиналось все с того, что я приходила во двор, встречалась с детьми и говорила: «Ребята, как-то скучно вы живете, давайте жить интересно!». Они соглашались, приводили своих друзей и знакомых, количество их все время увеличивалось. Конечно, материальное оснащение дома пионеров было бедное. Например, шахмат для всех членов кружка не хватало, ребята играли по очереди. Горны для торжественных мероприятий брали в школах под расписку. Помню, что райком комсомола подарил нам несколько больших резиновых мячей, которыми дети играли в футбол.

В 70-80-е годы штат работающих в организации стал увеличиваться, материальное положение немного улучшилось. Соответственно наших возможностей, задумок и реализованных мероприятий стало больше. Пошли первые «Зарницы», туристические слеты, «Коммунарские сборы», костюмированные концерты. Создавались новые кружки, например, дружина юных пожарных, который вела Вера Валентиновна Юкарова, и который был очень популярным и настолько сильным, что занимал первые места во всесоюзных соревнованиях. Также она организовала и работала с ученическим кооперативом «Юный земледелец», где дети сами выращивали рассаду, цветы, зелень и поставляли в детские сады, больницы и др.

В то время действовал большой детский штаб активистов «Факел», который курировала Александра Васильевна Петрова. Ребята организовывали и принимали участие в различных мероприятиях, выезжали в школы, вели большую общественную работу. У них даже брали интервью корреспонденты популярной в то время детской радиогазеты «Пионерская зорька».

Еще хочется отметить, что в 70-е годы в нашем районе большое внимание уделялось краеведческой работе. В школах и в доме пионеров работали краеведческие кружки, учащиеся выступали с докладами на конференциях. Ребята с интересом занимались изучением своих родословных и биографий Героев Советского Союза – наших земляков, историей исчезнувших деревень, памятников архитектуры, достопримечательностей края, становились активными участниками происходящих в районе событий. У нас были очень сильные учителя, которые могли дать весомые знания своим ученикам. Их работа высоко оценивалась на районном, областном и всероссийском уровнях. Когда наша команда приезжала на какой-либо конкурс по краеведению, другие участники уже готовились к поражению – настолько Юрьев-Польский район был силен в этой области.

Каждая школа должная была иметь «свое лицо». Например, Горкинская школа славилась краеведческим музеем, Симская – патриотическим направлением, которым много лет активно занималась вожатая Татьяна Машинина, Опольевская – сильнейшей постановкой системы воспитательной работы, Федоровская – поэтическим кружком. Гордостью Шихобаловской школы был детский театр и драматический кружок, в школе №2 и Красносельской были широко развиты туристическое и краеведческое направления. Работали с огоньком, и учителям, и детям было интересно. Мы всегда могли опереться на школы, а школы на нас, работали в тесном взаимодействии и с полной отдачей с обеих сторон, сотрудничали с управлением образования, комитетом по культуре, музыкальной и спортивной школой. В дом пионеров дети ходили с удовольствием. Благо со временем у нас появлялось все больше и больше кружков, занятий по интересам, мероприятий.

С 1988 по 1996 год я работала директором дома пионеров. Приходилось нелегко. Многое надо было просить и даже выбивать. Например, для военно-патриотической игры «Зарница» нам нужен был автомат Калашникова. Ведь прежде чем участвовать в районных конкурсах, а потом и в областных, надо как следует потренироваться. Пошла с этой просьбой к райвоенкому. В постоянное пользование оружие не дали, а вот в определенные дни к нам приходили двое военных, приносили автоматы, и мы, и я в том числе, учились их разбирать-собирать. Я, конечно, во время не укладывалась – сил не хватало, а ребята все манипуляции совершали с закрытыми глазами. Теперь нам нужен был парашют. Пришла снова к военкому. Он говорит: «Аба Ефимовна, а самолет вам не нужен?». Отвечаю: «Вот было бы здорово! Мы бы во Владимир не тряслись, а летели с комфортом». Посмеялись, он вздохнул и говорит: «Ну, что мне с вами делать?», я: «Лучше дать парашют». Порешили на том, что он мне выделит «газик», и я поеду с этой заявкой в областной военкомат. Приехав по месту назначения, я – девушка с боевым настроем и в красном галстуке, объяснила ситуацию военному комиссару области. Он выслушал, понял, что просто так я не отстану, и выделил мне списанный парашют со словами: «Надеюсь, ума хватит с ним не прыгать?». Так в доме пионеров для игры «Зарница» были и автоматы, и парашют.

Команды зарничников и школьные, и сборная, которая представляла район в области, у нас были сильные. Велась масштабная подготовка к соревнованиям. И что было смешно: все команды соперников готовили офицеры, одна я была «офицером» в юбке, пилотке и в пионерском галстуке. Однако это не мешало нам занимать первые места.

А какие сильные педагоги работали в школах и в нашем доме пионеров! С ними было комфортно и интересно сотрудничать. Никогда никого не приходилось заставлять что-то делать. Они всегда были полны идей, инициатив, планов, альтруизма. Среди многих из них вспоминаются яркие имена Татьяны Машининой (Симская школа), Нины Новоселовой (Горкинская), Татьяны Морозовой (Городищенская), Лидии Гороховой (Красносельская), Надежды Холомкиной (Чековская), Владимира Ботинова, Сергея Титова (Небыловская), Любови Осиповой (школа №1), Вячеслава Шайкевича (кружок авиамоделирования), Александра Новожилова (работа с трудными подростками), Марии Богачевой (руководитель кружка изобразительного искусства), Дмитрия Морозова (кружок радиотехники), Владимира Шишаева (туристический кружок), Нины Усковой (кружок «Хозяюшка»). Многим людям хотелось бы выразить благодарность за работу и сотрудничество. Это были поистине самородки, профессионалы своего дела, энтузиасты, бескорыстные люди, жадные до работы, сумевшие увлечь интересными делами сотни мальчишек и девчонок. Своими знаниями, умениями они делились с воспитанниками, помогая им найти занятия по душе, ограждая от негативного влияния улицы. И все у них получалось, потому что педагогика – это их призвание!

Дополнительное образование постепенно набирало обороты. Первые шаги уже стали преданием. Появились пришкольные, загородные оздоровительные детские лагеря и т.д. Менялись времена, менялись и дети, их интересы. Но учреждения дополнительного образования всегда старались идти в ногу со временем.

В 1996 году я перешла в районо методистом по воспитательной и патриотической работе. В 1997 году директором уже центра внешкольной работы стала Наталья Миловская.

Да, жизнь была интересная, насыщенная разными событиями. Мы находились в постоянном движении, в постоянном общении с молодежью. Отец мне всегда говорил: «Ты можешь хоть одну историю мимо себя пропустить?». Отвечала: «С удовольствием бы! Но они меня сами находят, а я их». Те времена я теперь вспоминаю как любимую песню.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

223