Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

24.01.2023 13:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Особая атмосфера худграфа

Автор: Светлана Матвеева

В преддверии Татьяниного дня наш корреспондент (Светлана Матвеева, на снимке – крайняя справа) в рамках проекта «Один день в...» побывала на занятиях у студентов художественно-графического отделения индустриально-гуманитарного колледжа

Художественно-графическое отделение- год2023

Несмотря на то, что международный День студента во всем мире празднуют 17 ноября, российское студенчество (впрочем, как и почти всех бывших республик Советского Союза) главным своим праздником считает Татьянин день, который молодежь по всей стране отмечает 25 января.

И дело даже не столько в том, что в 2005 году именно 25 января президент России подписал указ «О дне российского студенчества». Просто святую мученицу Татиану еще с восемнадцатого века в нашей стране считают покровительницей студентов: ей молятся в трудном просвещении и учении, ставят свечи за успехи в учебе. Кроме того, на этот день, как правило, выпадает окончание зимней экзаменационной сессии. Поэтому для студентов это двойной праздник. В связи с этим я решила на один день вновь стать студентом.

Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж (тогда еще педагогический колледж) я окончила в 2009 году, отдав четыре года основам графического рисунка, живописи, черчения и прочих профильных предметов. Не зря говорят, что студенчество – это золотая пора: здесь мы строим свои отношения с учителями не как в школе, а как взрослые, самостоятельные люди, у нас появляются друзья, кто-то встречает свою любовь.

2005-2009 годы

Когда я поступила на художественно-графическое отделение колледжа, у меня не было никакой базы за плечами. Все здесь было для меня впервые. Мольберт, этюдник, тубус – в моем лексиконе появились новые термины. Отделение худграфа находилось на третьем этаже здания колледжа, и здесь всегда царила особая атмосфера, особый дух, витали запахи масляной краски и растворителя. Урны кабинетов были заполнены бумагой и стружкой от карандашей. Помню, мы называли технику заточки карандаша канцелярским ножом «ведьмин коготь», ведь стержень должен был быть длинным и острым, а не как привычный нам после заточки точилкой.

Честно, я не отличалась художественным талантом, но преподаватели никогда не делали разницы между одаренными детьми и обычными, давали нам абсолютно одинаковые знания. В течение урока рисунка или живописи педагог садился к каждому за мольберт, показывая и исправляя ошибки, подробно и наглядно объясняя, как нужно правильно делать.

На тот момент заведующей художественно-графическим отделением и преподавателем рисунка и живописи в моей подгруппе была Наталья Ермилова, которую мы все очень любили. После того, как узнали, что она уходит из колледжа, даже немного растерялись, думая о том, как же мы теперь без нее.

На смену Наталье Михайловне в нашу подгруппу пришла Татьяна Калинина. У нее оказался настолько легкий подход ко всем, что она практически сразу стала нашим любимым педагогом. На ее уроки мы ходили с удовольствием, потому что они проходили в очень уютной атмосфере. Мы могли поболтать на отвлеченные темы. Например, я с тех пор помню и применяю совет от Татьяны Анатольевны, как готовить насыщенно-красный борщ (необходимо в конце варки добавить немного натертой сырой свеклы). Представляете, четырнадцать лет прошло, а я до сих пор делаю эту манипуляцию в конце варки борща. Знаю, что некоторые девочки делились с педагогом личными секретами, доверяли свои тайны, просили совета.

У нас была невероятно дружная группа. Отличники дружили с троечниками, спокойные ребята с непоседами, то есть все дружили со всеми, без разделения на мини-группировки. Мы вместе ходили на пленэры, этюды и пикники, на которых разводили костры, жарили дешевые сосиски и были абсолютно счастливы. Забегая вперед, скажу, что с большинством сокурсников мы до сих пор дружим, общаемся и встречаемся. Тот дух худграфа, который нас когда-то связал, до сих пор остался в наших сердцах.

Самым страшным были просмотры. Особенно по рисунку. Нас всей группой выводили в коридор, мы выставляли на полу у стены работы и уходили в кабинет, оставляя свои творения на суд преподавателей. Через дверные щели подсматривали и подслушивали, что же о них скажут.

К концу четвертого курса я регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс, знаю, как расположены цвета на цветовом круге, что такое лессировки, и люблю, когда под упругой щетиной кисти звенит холст. Да, на занятиях мы обсуждаем повороты карандашного штриха, каждый мазок акварельной кисти. Но не на математических расчетах выстраивается искусство, а на чувствах и образном восприятии. Когда художник начинает все просчитывать, он в результате получает сухую, лишенную души поделку.

И вдруг поняла, что теперь я вижу. Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что тут «такое красивое синее небо». Я вижу ее целиком. И скопируй хоть полностью такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. В общем, я поняла, что учебные годы прошли не зря. Пусть я не стала художником и даже учителем ИЗО, но стала видеть, чувствовать и понимать искусство.

Когда я отсюда уходила, еще не знала, как сложится жизнь, ведь дальше я пошла учиться не по профилю, а во Владимирский государственный университет на факультет малого и среднего бизнеса…

2023 год

И вот тот же кабинет, тот же педагог, та же я. Только на четырнадцать лет старше, уже имеющая своего ребенка и другую профессию. Татьяна Анатольевна Калинина как будто и не изменилась, она по-прежнему отлично выглядит. Сегодня у нее занятия в выпускной группе, которые я и посетила.

«Я думала, вы старшекурсница», – говорит мне девушка из группы. Я абсолютно расслабляюсь и прошу обращаться ко мне на «ты». Сегодня я тоже студент!

Все здесь до боли родное. Стены, мольберты, гипсовые фигуры... Только студенты другие. Я к ним присматриваюсь, задаю вопросы, слушаю, о чем они говорят. Удивительно, но они очень серьезные. Мы были более легкомысленными. Смотрю их работы, все отлично рисуют. Я даже стесняюсь сесть за мольберт, за которым не сидела четырнадцать лет.

«Надо мной не смеяться!» – говорю им и беру в руки карандаш.

А им и дела до меня нет, они заняты своими работами. Слышу, как девочки обсуждают рецепт теста, и узнаю, что они планируют вечером готовить жареные пироги. Пироги! У нас в ходу было то, что проще готовить: макароны, гречка, тушенка, сосиски. Смеха ради рассказываю им про наше фирменное блюдо: суп под названием «Лужа», в который шло все, что имелось в запасе, от этого он приобретал не всегда аппетитный вид. Они смеются вместе со мной. Мне снова повезло с группой. Эти ребята (а точнее, девушки и один молодой человек) погрузили меня в атмосферу ностальгии. Да, я непроизвольно сравнивала себя с ними, но с удовольствием отметила, что дух худграфа здесь до сих пор живет!

Интересуюсь, есть ли кто-нибудь из города Тейково. Оказывается, нет. А у меня были одногруппницы оттуда, с которыми у нас по сей день дружеские отношения. Я называю их «моя тейковская дивизия», ведь в Тейково есть военный городок. Никого из Ивановской области нет, зато есть студенты из Кольчугино, Киржача, Мурома, Гусь-Хрустального и одна девушка из Улан-Удэ. Приятно с ними находиться, все очень контактные и ни один мой вопрос не оставили без ответа.

Привыкнув к коллективу, я все-таки беру карандаш и начинаю делать набросок фигуры с натуры. Хотя я просила не смеяться, но самой смешно от того, как нелепо ложатся штрихи. Растеряла весь навык, практики-то очень давно не было. Но все-таки фигура появляется, я неловко штрихую ее. Пусть у меня и не совсем получилось в итоге, но я была так счастлива! Периодически погружалась в воспоминания, непроизвольно улыбалась, улавливая каждой клеткой эту особую атмосферу художественно-графического отделения. Спасибо 4-ХГ группе за этот день и гостеприимство, вы классные!

Кто расскажет о студентах лучше, чем их педагог? Поэтому я побеседовала на студенческие темы с педагогом высшей квалификационной категории с 46-летним стажем, 44 из которых она работает в этом колледже, Татьяной Калининой. Она рассказала, что сейчас на всех курсах очень сильный набор. Все активные, творческие, с удовольствием занимаются. Видно, что они действительно пришли «по назначению». Есть одаренные студенты.

Методики обучения художественно-графического отделения усовершенствовались. Есть новые материалы, стало больше информационно-коммуникативных технологий. Это очень выручает и является хорошим подспорьем, от этого повышается качество уроков. Коллектив преподавателей худграфа составляет пять человек: заведующая отделением Т. А. Рябова, Т. А. Калинина, Н. В. Архарова, Е. А. Семенова и А. А. Филиппов. Что особо приятно, последние три педагога – выпускники этого отделения. Все учителя имеют высшую квалификационную категорию.

Отличаются ли студенты худграфа от других студентов? Да! Конечно, везде есть талантливые дети с искрящимися глазами, но юные художники все равно немного другие. Они более свободно смотрят на многие вещи. Есть в них какая-то отличительная теплота, дружелюбие, добросердечность. Мало кто из выпускников пропадает из поля зрения педагогов, в основном все остаются на связи: посещают, звонят, делятся своими успехами. В общем, дух худграфа жив!

Я не могла не поделиться с бывшими выпускниками ХГО тем, что я сегодня здесь. Они на протяжении дня были со мной на связи, просили показать коридор, кабинеты, картины на стенах... Искренне радовались, кто-то даже прослезился, и все, абсолютно все, многое бы отдали, чтобы тоже оказаться здесь.

Жанна Гаранина: «Худграф – это очень интересный и насыщенный этап жизни! Для человека очень важна такая социализация, и это время в памяти остается плотно и навсегда. Спасибо ему за опыт и знания!»

Анна Хохрякова: «Мы всегда были дружной группой, помогали друг другу делать контрольные, на экзаменах выручали. Проводились походы, на природу ходили, на пленэр. Педагоги были отзывчивыми, а мы – активными. Принимали участие во всех мероприятиях, в эстафетах, шахматных турнирах. На протяжении долгого времени поддерживаем общение, стараемся встречаться, и нам есть что вспомнить из студенческой жизни. Как мы получали «кормовые» деньги, хорошисты и отличники получали стипендию. В начале недели ты был богатым студентом, мог себе позволить нормальную еду, но к пятнице у тебя оставалось только на билет домой, и с четверга ты как мог тянул: то у соседа поешь, то в столовой пиццей угостят. Это касалось приезжих студентов».

Ирина Ясменова: «Худграф – это отдельный мир колледжа! Это не просто будущие учителя, это творческие, озорные, с прекрасным чувством юмора ребята! Это лучшие годы смеха, веселья и радости. Каждый был талантлив по-своему. Просмотр – это вообще выставка творцов-волшебников, бывало, что кто-то за день рисовал работы. Меня приняли как свою, хотя я и пришла намного позже».

Оксана Демочкина: «Мы очень весело жили в общежитии. Когда были на первом курсе, то старшие студенты нас очень хорошо и добродушно приняли в студенческую общину, поэтому мы быстро адаптировались. С нашими преподавателями всегда можно было поговорить по душам. Они были вторыми мамами и папами, которые всегда приходили на помощь. Это люди с большой буквы!»

Подводя итог этого дня, я хочу поздравить всех студентов с наступающим праздником. Годы студенчества – действительно лучшие! Учитесь, дружите, познавайте, дерзайте, вы еще молоды и полны перспектив!

Хочу поблагодарить всех преподавателей индустриально-гуманитарного колледжа: вы вырастили из нас достойных людей, многому научили, многое нам дали. Спасибо директору колледжа Е. В. Кудряшовой за возможность мне один день побыть студентом и моим преподавателям, которые уже не работают: Ю. А. Борисову (мой классный руководитель), Н. М. Ермиловой и В. Н. Егорову. Светлая память Б. П. Юргину, который был выдающимся педагогом.

Группа 4 ХГ 2009 год выпуска

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

538