Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

23.11.2022 09:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Осторожно: буллинг!

Автор: Анастасия Додонова, Светлана Матвеева

Школьный буллинг – не редкость, а обычное явление, от которого, к сожалению, никуда не спрячешься. Раньше его называли травлей, о ней было не принято рассказывать учителям или родителям, а тем, кто все-таки рискнул пожаловаться, доставалось еще больше. Жертвами травли дети становились по абсолютно разным причинам: проблемные зубы, полнота, смешная фамилия, другая национальность, неуверенность в себе…

Вспомните свой класс, я уверена, что в нем найдется хотя бы один человек, который был подвержен травле или ему объявляли бойкот. Тот, с кем никто не дружил, кто, как правило, сидел один где-нибудь за задней партой.

В последнее время педагоги и психологи советуют делиться подобными случаями, а не скрывать их, не держать в себе. Что грозит в будущем тем, кто стал жертвой буллинга в школе, как понять, что ребенка травят, что делать после обнаружения проблемы, рассказала психолог Анастасия Додонова.

Факты

В весенние майские дни этого года, отметив очередную дату победы над фашизмом, живя под мирным небом, мы стали свидетелями страшных событий в Казани. Эта жестокая расправа над беззащитными детьми и педагогами говорит о войне, которая шла внутри этого стрелка, и не только его, а еще многих других таких же, как он, непонятых, неуслышанных, оставленных, обиженных.

Массовое убийство учащихся, совершенное учеником школы или посторонним человеком, проникшим в школу с оружием, носит название скулшутинг (от англ. «стрельба в школе»). Этот термин приобрел широкую огласку после инцидента в 1999 году в одном из штатов Америки в средней образовательной школе, где двое учеников расстреляли тринадцать школьников, после чего покончили с собой. Своим поступком американские подростки создали новый сценарий поведения, который приняли множество других подростков во всему миру, а с 2014 года – и в России.

В какой точке мира ни совершались бы массовые убийства в школе, акты скулшутинга имеют общие черты: все нападавшие – мужского пола, имели конкретную цель, атаки не были спонтанными, стрелки говорили о своих планах по нападению на школу через социальные сети, совершали попытки самоубийства после преступления, зачастую являлись жертвами травли со стороны одноклассников.

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Намеренная постоянная травля, при которой прослеживается неравенство сил жертвы и агрессора, носит название буллинг. Слово новое, явление старое.

По данным доклада ООН «О положении дел в мире в сфере профилактики насилия в отношении детей за 2020 год», каждый третий школьник в возрасте от 13 до 15 лет хоть раз участвовал в драке (почти половина мальчиков и четверть девочек). 30 % школьников 11-15 лет за последний месяц хоть раз подвергались травле со стороны сверстников.

В средствах массовой информации мы все чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе»…

Проблема буллинга остросоциальная

На нее нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. И одной из крайних степеней проявления последствий травли является скулшутинг. «Вы надо мной смеялись, теперь я над вами посмеюсь», – произнес один из скулшутеров, обращаясь к своим одноклассникам, и открыл стрельбу по ним.

Каждый случай проявления подобной жестокости не является спонтанным, а тщательно готовится. Порой подготовка занимает до года. И уж точно не за один момент ребенок вдруг решается на преступные действия в отношении учеников своей же школы, класса.

Что творится в голове и душе юного преступника, какая боль, обида захватила его, насколько она сильна, что ему хочется так же наказать окружающих, его обидчиков?

Помочь родителям понять, что ребенок стал жертвой травли, могут следующие признаки:

ребенок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить, возвращается из школы подавленный, часто плачет без очевидной причины, ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни, у него нарушены сон и аппетит, появились синяки и ссадины на лице или теле, порвана одежда.

Что привело его к такому состоянию? Ни для кого не секрет, что порой дети бывают жестоки друг к другу, нетерпимы к особенностям и недостаткам внешности другого, к иному материальному положению и уровню жизни семьи. На эти «пороки» они жестко указывают тому, кто слабее и не может дать отпор. Нащупав слабину сверстника, агрессор снова и снова стремится нанести моральный удар в виде обидной клички или оскорбления.

Есть в этих разборках и третья сторона – наблюдатели. Это детский коллектив, на глазах которого и с чьего молчаливого согласия происходит травля. Три «участника» издевательств, и жертвы будет тоже три. Травля, унижения, преследование жертвы оставят негативный отпечаток на психическом здоровье и развитии всех участников буллинга.

Что получает агрессор в ситуации травли? Ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». Ведь к роли агрессора его привели следующие мотивы: зависть, стремление повысить самооценку за счет унижения других, самоутверждение в коллективе, желание быть в центре внимания, выглядеть «круто»,

намерение нейтрализовать соперника посредством его унижения. В дальнейшем это приводит к еще большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность, качеств, девиантному поведению и как следствие постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, они помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

По данным исследований, взрослые, которые в детстве сталкивались с четырьмя или более неблагоприятными факторами (включающими в себя физическое, психологическое и сексуальное насилие), в семь раз чаще других попадают в ситуации насилия – как в роли насильника, так и в роли жертвы. Вероятность совершения суицида среди таких взрослых увеличивается в тридцать раз.

Что делать?

Ситуация выглядит пугающе. Любому родителю страшно представить свое чадо в той или иной роли. Снизить количество жертв насилия среди детей (и как следствие взрослых) в силах каждого родителя. Необходимо ежедневно уделять время на разговор с ребенком об отношениях со сверстниками, о его впечатлениях о событиях дня, объяснять, что рассказать о своих проблемах взрослому – это не слабость, а мудрое решение. Выразите ребенку благодарность за доверие, если он делится – это очень ценно, повышайте его самооценку через поощрение за выполненные задачи, похвалу за успехи. Сравнивать его нужно не с другими детьми, а с ним самим вчера, неделю назад, акцентируя внимание на положительной динамике. Нужно учить его отстаивать свои границы, подавая собственный пример и уважая границы ребенка.

Если выяснилось, что ваш сын или дочь стали жертвой буллинга в школе или в интернете, снимите с него чувство вины. Объясните, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребенок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход. Дайте понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребенка. Если ситуация серьезная и разрешить ее мирным путем не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга заблокируйте сообщения агрессора с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность, распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями – и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребенка, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребенок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как еще можно помочь?

Существует проект «Травле – нет». Это антибуллинговая программа для школ. На официальном сайте есть много полезной и доступной информации для тех, кто столкнулся с травлей. Здесь описаны алгоритмы действий родителей, детей, учителей.

Если вы узнали о случаях травли, вы можете сообщить о проблеме анонимно в проект www.травлинет.рф или позвонить на номер 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Цель проекта – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращения школьной травли и борьбы с ней.

Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.

Во Владимирской области есть детский телефон доверия с общероссийским номером 8-800-2000-122. На сегодняшний день это самый доступный и удобный способ получения психологической помощи. Ежегодно психологи-консультанты принимают более восьми тысяч обращений, поступающих из разных уголков области. Детский телефон доверия работает круглосуточно, линий несколько, так что абонент может позвонить в любое удобное для него время и именно в тот момент, когда особенно нужна помощь и поддержка.

Служба предназначена для детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а также для родителей, опекунов, бабушек и дедушек – всех, кто столкнулся с проблемами в воспитании детей. Если ваши дети подвергаются травле или являются свидетелями буллинга в школе, позвоните, вас обязательно проконсультируют и подскажут, как быть дальше.

Фото novochag.ru.

Выражаю благодарность психологу Анастасии Додоновой за помощь в написании данной статьи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

194