Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

13.02.2020 08:41 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Забыть невозможно

Автор: Юлия Лунева

Во все времена мы ценим и уважаем воина, защитника Родины. Мы преклоняемся перед доблестью и героизмом тех, кто вернулся с полей сражения, кто сложил голову, защищая свой дом, детей, Россию. В далеком 1945-м, празднуя Великую Победу, все были уверены, что закончилась последняя в истории человечества война. Но судьба распорядилась иначе. Внуки тех, кто своей кровью и ценой жизни добывал мир, вновь взяли в руки оружие. С декабря 1979 года по февраль 1989-го длилась война в Афганистане.

Пропасть длиною в девять лет, судьбы тысяч парней, слезы родителей, потерянные и покалеченные жизни… Рядом с нами живут свидетели той бессмысленной, «спрятанной» войны, политической ошибки. В числе более полумиллиона советских солдат, заброшенных в «горячую точку», был наш земляк Александр Волков. В мае 2020 года исполнится 32 года, как сержантом он вернулся из Демократической Республики Афганистан, заработав награды и получив два серьезных ранения.

Александр Аркадьевич – уроженец села Сима. Он появился на свет в день космонавтики, 12 апреля. Отец с матерью трудились в совхозе им. XVII партсъезда, куда по окончании школы устроился механизатором и Александр. По примеру отца он всегда хотел стать шофером, поэтому поступил в ПТУ-38 на курсы водителей, но пройти весь срок обучения и получить водительские права не удалось. В день совершеннолетия ему вручили повестку с указанием 13 апреля 1986 года явиться в военный комиссариат для отправки на армейскую службу. Призывная комиссия, учитывая школьный аттестат с положительными оценками, характеристики комсомольца, спортсмена, активиста, направила молодого человека в воздушно-десантные войска.

«Раньше и мысли не было «откосить» от армии, служить шел с желанием, – рассказывает Александр. – Сначала нас, новобранцев, привезли в Москву, где три дня мы ждали, как потом выяснилось, «покупателей». Потом посадили в самолет, который летел в Фергану. Только на борту мы поняли, что впереди нас ждет Афганистан. В Фергане были три месяца изнурительной учебы в десантно-штурмовом батальоне: марш-броски, прыжки с парашютом (на моем счету их 12), рукопашный бой. В общем, нас по ускоренной программе готовили к войне. Доходило до того, что не давали питьевой воды, готовя к тому, что в жарком Афганистане ее просто-напросто трудно будет достать….»

После прохождения курса молодого бойца выпускникам ДШБ объявили, что пришло время выполнять свой интернациональный долг, защищая Южные рубежи нашей Родины, то есть отправляться в ДРА. И уже 2 августа их самолетом доставили сначала в Кабул, а затем в город Гардез, где дислоцировалась 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. С первых секунд почувствовался запах войны. Везде были разбросаны стреляные гильзы, патроны, по обочинам стояла расстрелянная техника, виднелись обожженные технические постройки. Всего за пару дней парни транспортировались из мирного времени в военное. Сразу и взгляд стал суровей, и мысли серьезней.

Армейские будни в чужой стране были тяжелыми, порой невыносимыми. Днем жара стояла под +50, а ночью температура могла снизиться до нуля. Перепады особенно чувствовались в горах, где бойцам часто приходилось нести дежурство. Палатки, в которых жили солдаты, были мало приспособлены к местным условиям. Летом в них пыльно и жарко. В дождь брезент воду практически не держал. Портили жизнь и бесконечные полчища насекомых и разных ползучих гадов. Продовольственное снабжение тоже оставляло желать лучшего. Еда в основном консервированная, а хлеб в виде сухарей. Фруктов и овощей не видели. На всю жизнь наелись маринованной капусты и перловой каши.

Не обходилось и без дедовщины, но при выполнении боевых операций все были равны. Их за время служб у Александра было предостаточно: сопровождение транспортных колонн, засады, вылазки, дозоры. А. Волков был командиром гранатометного отделения взвода АГС (автоматический гранатомет станковый), прикрепленного к разведвзводу. От гранатометчиков, помимо умелого владения боевым оружием, требовалась отличная физическая подготовка, выносливость. На каждого солдата при выходе на очередную операцию приходилось около пятидесяти килограммов полного боевого снаряжения (автомат, спаренные рожки с патронами, тренога, тело гранатомета, боеприпасы) трехдневный запас сухого пайка, фляга с водой. Практически все время передвигались по горам, по несколько дней сидели в засаде, дожидаясь «душманов».

В сентябре 1987 года в рамках очередной операции по сопровождению колонны с техникой, горючим, продовольствием, боеприпасами разведчики и группа прикрытия наткнулись на засаду. «Духи» начали обстрел, завязался бой с серьезными потерями с обеих сторон. Десантники обеспечили прохождение колонны, но ценой жизни и здоровья многих своих сослуживцев. В этом бою был ранен и Александр. «Перед глазами вспышка и такое ощущение, что лицо пронзило тысячами осколков, – вспоминает мужчина. – На какое-то время я потерял сознание. Когда очнулся, понял, что не могу открыть глаза, а все лицо в чем-то липком – это кровь. Я протер лицо и увидел свет. Подумал, слава Богу, глаза целы. Меня отвезли в медсанбат в Гардезе. Проникающее ранение в левую глазницу – мелкие осколки удалили, а один до сих пор со мной. Врач сказал, если попытаться удалить его в полевых условиях, могу вовсе ослепнуть. А если его не тревожить, то можно и подлечить… Вот уже тридцать третий год он напоминает о себе, особенно в непогоду».

За мужество, проявленное в этой операции, Александр Аркадьевич награжден одной из самых почетных медалей – «За отвагу».

Через неделю юноша вернулся в свой взвод. Естественно, родителям о ранении не сообщил – решил не волновать лишний раз. «Да и какой смысл, – говорит он, – пока письмо идет, тебя уже вылечат и выпишут». Те, кто служил в Афгане, в своих письмах домой никогда не рассказывали о войне. Да и не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Шли домой солдатские письма, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Но в неприметных конвертах ни слова об обстрелах, взрывах, засадах, разведках, пережитых страхах, только описание обычной службы, как у всех, и просьбы не беспокоиться.

Скрыть от родителей ранение все-таки не удалось. Друг Александра, который служил неподалеку, написал домой: «…видел Саньку Волкова, раненного в голову». Весть тут же разлетелась по селу. Что пережили в тот момент родители, можно только догадываться…

Далее были еще боевые операции, и еще. В январе 1988 года А. Волков стал участником самой крупномасштабной воздушно-наземной операции советских войск в Афганистане под названием «Магистраль». Она стоила сотни жизней со стороны советских войск и моджахедов. «До дембеля оставалось меньше полугода, – рассказывает Александр. – Наш взвод неделю сидел в засаде в горах. Там же встретили новый, 1988 год. Праздничным ужином был горячий кипяток из растопленного в котелке снега и остатки галет. Затем нас сменили другие ребята. Они все погибли… А мы на новом месте попали под минометный обстрел. Духи вычислили наши позиции и вели сосредоточенный огонь. Тогда я получил второе ранение. На этот раз осколок попал в правую ногу, повредив мышечную ткань». После лечения Александр снова вернулся в строй.

«Не чаяли домой вернуться, – вспоминает мужчина, – думали, убьют. В мае 1988 года пришел срок окончания моей службы. За дембелями прилетел вертолет. Мы все молились, только бы он набрал высоту, потому что ракеты «Стингеры» могут взорвать его на высоте километра. Сколько было случаев, когда пацаны, счастливые, что наконец-то летят домой, садились в вертолет, но при взлете их настигала ракета. Нам повезло. Тогда все с облегчением вздохнули: «Значит, будем жить…».

О ратных подвигах советского десантника на чужой афганской земле говорят медали «За отвагу», «От благодарного афганского народа», «70 лет Вооруженным Силам СССР», знак «Воин-интернационалист».

Домой Александр добирался несколько дней. Накопленных денег едва хватило на билет. В родном селе встретили как полагается, конечно, без материнских слез не обошлось, особенно когда сын достал подарки родителям. Тишина и покой мирного времени казались странными. Александр признается: «После этой минной войны по земле поначалу ходить было страшно. По ночам «продолжал воевать», да и до сих пор Афган не перестает сниться. Перед глазами стоят ребята из нашего доблестного 56-го десантно-штурмового батальона, которые не вернулись из ДРА…».

После армии устроился в колхоз водителем. За полученные на войне ранения двадцатилетнему солдату Советской армии дали третью бессрочную группу инвалидности. Через год после службы молодой человек женился. С Ниной он познакомился, когда та приехала по распределению в СПК «Ополье» после Тимирязевской академии. Оказалось, что ее брат тоже прошел Афган. Общая тема еще больше сблизила молодых людей. А там и до свадьбы дело дошло. Родился сын Алексей. Он тоже закончил Тимирязевскую академию, отучился в магистратуре и аспирантуре, остался там преподавать, женился.

Нина Георгиевна всю жизнь работает главным экономистом в СПК «Ополье», имеет звание «Ветеран труда». С Александром они прожили тридцать счастливых лет.

За многолетний добросовестный труд в СПК Александр получил много наград. Колхозу мужчина посвятил 20 лет. Последние 13 лет работает в Москве охранником. За добросовестную службу награжден юбилейной медалью «25 лет частной охранной и сыскной деятельности в России»…

Войну не вычеркнешь из памяти. Побывавшие там навсегда остаются солдатами. Александр Аркадьевич является заместителем председателя местного отделения «Боевое братство». Активно поддерживает своих земляков-афганцев, не теряет связь с сослуживцами. Как известно, армейская дружба крепче стали. Ежегодно в начале февраля он встречается со своими однополчанами отдельного 56-го десантно-штурмового батальона в санатории для инвалидов-слепых «Сосны», который расположен в поселке Быково Раменского района. Организатором этих встреч является воин-интернационалист, командир разведроты, потерявший оба глаза во время операции «Магистраль» в Афгане, кавалер двух орденов Красной Звезды, орденов Красного Знамени, Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, депутат Государственной Думы РФ третьего и шестого созывов, депутат Московской областной думы, заслуженный мастер спорта РФ, чемпион мира по плаванию среди незрячих, член сборной России по воздушной акробатике «человек из Книги рекордов Гиннесса» Владимир Вшивцев.

15 февраля страна отмечает 31-ю годовщину со дня вывода советских войск из Афганистана. Эта война длилась девять лет, один месяц и 19 дней. Она еще долго будет напоминать о себе, пока живы матери, отцы, потерявшие сыновей. Она будет жить в памяти детей, которые выросли без отцов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

187