Меню
12+

Юрьев-Польская районная общественно-политическая газета «Вестник Ополья»

15.01.2020 09:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Женщина - труженица, женщина - мать

Автор: Каролина Евдокимова

В продолжение доброй традиции мы рассказываем о долгожителях Юрьев-Польского района. 12 января отметила 90-летие Надежда Леонтьевна Пшеничная, проживающая в селе Чеково.

Кажется, что жизнь постоянно испытывала ее на прочность, нанося удар за ударом. Родившаяся на Украине, в небольшом селе в Хмельницкой области, уже в раннем возрасте она испытала на себе тяжесть того времени. Несмотря на то, что ее отец был кузнецом, а мать работала в полях, кому-то показалось, что живут они слишком хорошо. Так и попала их семья в жернова «раскулачивания». Из большого красивого дома, который просто разобрали, им пришлось переехать к приютившим их родственникам. «В углу стояла русская печка, – рассказывает Надежда Леонтьевна, – а рядом корова. Без нее никак. Это была мама, кормилица. За ней и выжили». Вообще юбиляр не любит вспоминать о своем детстве, говорит лишь, что праздников в нем не было.

Да и война до них докатилась буквально в первые дни. Фашисты в селе появились так быстро и неожиданно, что никого из мужчин в армию даже призвать не успели. Немец в первое время в их селе не лютовал, хотя, конечно, в оккупации хорошего было мало: и продукты у сельчан забирали, и из хороших домов людей выселяли, и детей ежедневно гоняли на различные работы. За любую провинность ребятам доставалось нагайкой.

Особое наказание грозило жителям села за связь с партизанами. Со слезами на глазах женщина вспоминает, как разъяренные фашисты сожгли семь домов, загнав в них детей и взрослых. В ужасе наблюдали сельчане за тем, как живьем горят их знакомые, родные... «Война никому добра не давала», – говорит Надежда Леонтьевна.

Наверняка многие знают, что творили фашисты, когда во время наступления Красной армии были вынуждены оставлять деревни: они их сжигали, причем зачастую вместе с жителями. Чтобы избежать этой участи, Надежда с мамой и маленькой сестренкой, которая родилась в 1942 году, ушли из села, причем Танечку мама несла на плече в картофельном мешке. Вернулись в родное село только тогда, когда его освободили советские воины.

Тогда же и все мужчины ушли на фронты Великой Отечественной войны. У отца Надежды было какое-то предчувствие скорой гибели. Прощаясь с родными, он говорил: «Больше я домой не вернусь». Так и случилось. В своем единственном письме он сообщил, что кругом творится такое, что даже земля горит. Долгое время считался пропавшим без вести, о месте и времени пропажи не было никакой информации. Не так давно из ответа на свой запрос родные узнали, что, скорее всего, он погиб в боях на Висле в июле 1944 года. А его прощальные слова навсегда врезались в память Надежды.

После войны село пришлось восстанавливать, жить было сложно, кругом царили бедность и голод. Но человек ко всему приспосабливается. Так и Надежда с мамой и сестрой как-то выжили. «Слава богу, все прошло, даже вспоминать страшно», – повторяет Надежда Леонтьевна.

В 1954 году Надежда вышла замуж за своего односельчанина, Владимира Пшеничного. Спустя год у них родился сын, которого назвали Петром, в 1957 году на свет появилась Маша, а в 1962 году – Николай.

В 1961 году Пшеничные перебрались на Север. Жили они в Коми АССР, в поселке Лемты. Владимир работал плотником, Надежда – поваром в детском саду. Кстати, там ее вспоминают до сих пор. «У мамы на столе всегда было два первых, два вторых, два третьих, – рассказывает Мария. – Это все знали. Она всем хотела угодить: это не ешь, значит, другое поешь». Но поскольку нужно было заработать пенсию, Надежда Леонтьевна пошла работать дояркой. Под ее началом было по пятнадцать коров, и всех доила вручную – доильных аппаратов тогда не было. Про ее трудовые достижения даже писали в местной газете. На Севере Надежда и Владимир прожили более сорока лет.

Мария уверена, что если бы жизнь позволила ее маме получить образование, то в профессиональной деятельности она добилась бы многого. Но судьба распорядилась иначе: у Надежды Леонтьевны за плечами всего три класса. Но ведь не наличие дипломов определяет сущность человека и отношение к нему окружающих – женщина всегда пользовалась заслуженным уважением. Зато мама и старшая сестра выучили младшую, Татьяну. К сожалению, она довольно рано ушла из жизни.

Нет уже и супруга Надежды Леонтьевны. А ее старший сын до сих пор живет в Республике Коми, в Сыктывкаре. У него двое детей. Мария в свое время уехала учиться в Ленинград, там вышла замуж, родила дочь. Но супружеская жизнь не сложилась, и она вернулась к родителям. А в непростые 90-е годы ее с дочерью Ириной пригласили во Владимир родственники. Так Мария Владимировна и оказалась здесь, на Владимирщине. Работала начальником отдела логистики, купила дом в Чеково, обустроила его и перевезла сюда родителей в 2003 году. Младший, Николай, тоже переехал во Владимирскую область. Проживает сейчас в деревне Овчухи, хотя на рабочую вахту по-прежнему отправляется на Север, в Усинск.

Наш юбиляр – удивительно добрая, мягкая, отзывчивая женщина с глубоко развитым чувством прекрасного. «Вы бы видели, какие картины гладью она вышивала, – с восхищением рассказывает Мария Владимировна. – Папа очень любил вязать сети, а мама вышивала так, что не отличишь, что спереди, что с изнанки – настолько аккуратно, ни одного узелочка. А как нитки подбирала! Как какой-то художник».

Удивительно, но Надежда Леонтьевна успевала все: и на работе была в почете, и ее трое детей всегда были ухожены. Детей уложит, начнет стирать – попробуй обстирать большую семью вручную. На любимое вышивание оставалась только ночь. При этом всегда держали хозяйство, были коровы, поросята, птица. Кроме того, дома был не просто порядок – Надежда всегда старалась украсить дом. Даже соседи порой приходили к окнам, чтобы посмотреть, «как там у Пшеничных».

Не раз за время нашего разговора Надежда Леонтьевна повторяла: «Жизнь легко не далась. Зато теперь все слава Богу». Сейчас она в надежных и заботливых руках любящей дочери. Хотя, конечно, здоровье юбиляра не становится лучше: уже два года не совершают ежегодную традиционную поездку в Суздаль, во время которой обязательно катались на лошадях и местный гармонист исполнял любимую Надеждой Леонтьевной «Катюшу».

Дожив до почтенного возраста, она остается светлым и позитивным человеком, сохранившим живой интерес и любовь к жизни. Может быть, именно в этом и кроется секрет ее долголетия? С годами Надежда Леонтьевна не потеряла бодрости духа, живет в курсе событий как района, так и страны. Сегодня она окружена вниманием и любовью троих детей. У нее пятеро внуков и семеро правнуков.

Желаем Надежде Леонтьевне, чтобы здоровье ее не подводило, жизнелюбие и оптимизм никогда не иссякали, а близкие люди радовали заботой и вниманием.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73