Чтобы «мусорная революция» не захлебнулась
С 1 января 2019 года в России начался активный этап «мусорной реформы» – переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, для реализации которого должны были быть подготовлены и согласованы территориальные схемы обращения с отходами в каждом регионе страны, осуществлен выбор специальных операторов, контролирующих процесс сбора и утилизации отходов, и изменен порядок начисления оплаты и стоимость услуги.
Во Владимирской области, которая оказалась не готова к реализации нового закона, срок введения его в действие был сдвинут на год. И сейчас ведется активная, хотя, наверное, правильнее будет сказать авральная, подготовка и на региональном, и на муниципальном уровне.
С началом работы регионального оператора по обращению с ТКО органы местного самоуправления Владимирской области должны были внести соответствующие изменения в Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территориях своих муниципальных образований. Однако, как сообщала пресс-служба администрации региона, анализ показал, что такую работу провели не все муниципалитеты.
Такие изменения необходимо внести в обязательном порядке для того, чтобы муниципалитеты в дальнейшем смогли полноценно и в рамках правового поля реализовывать новую систему обращения с ТКО и оптимально взаимодействовать с выбранным региональным оператором.
Изменения должны предусматривать четкую формулировку ряда понятий, таких как «тарный вывоз отходов», «крупногабаритные отходы (КГО)», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и другие. Кроме того, изменения должны включать в себя описание способов и вариантов накопления и складирования различных видов отходов.
В Правилах по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территориях муниципальных образований обязательно должен быть отражен механизм заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками (потребителями) и регоператором. Кроме того, должна быть определена ответственность за содержание бункеров для КГО и специальных площадок для складирования КГО, входящих или не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
До 1 октября 2019 года руководители муниципалитетов должны предоставить копии решений Советов народных депутатов о внесенных в Правила изменениях с учетом работы регионального оператора.
А о том, решения каких вопросов муниципальная власть ждет от области, мы рассказывали в выпуске газеты «ВО» от 7 июня 2019 года в интервью с заместителем главы администрации Юрьев-Польского района Михаилом Опариным, курирующим отрасль ЖКХ.
Кстати, лишь 5 августа, спустя четыре месяца торгов, был выбран первый региональный оператор по обращению с ТКО. Им стала муромская компания ООО «Эко-Транс», которая будет работать в третьей, называемой Южной, территориальной зоне, в которую входят города Муром и Гусь-Хрустальный, Селивановский, Муромский, Меленковский и Гусь-Хрустальный районы. Кто будет отвечать за вывоз мусора в нашем районе, входящем в зону №1 вместе с Александровским, Кольчугинским, Киржачским, Петушинским и Собинским, и на какой полигон он будет поступать, до сих пор не ясно.
И если Владимирской области лишь предстоит работать в новых условиях, то в большинстве регионов уже перешли на обновленную схему обращения с отходами. И в марте Левада-Центр провел опрос о том, заметили ли жители России какие-либо изменения в ситуации вывоза мусора в своем населенном пункте с января этого года, после запуска реформы. Полученные результаты показывают, что около 60% опрошенных заметили изменения, причем чаще всего (43%) называли повышение тарифа за вывоз мусора.
График 1. Изменения в ситуации с вывозом мусора с января 2019 года, можно выбрать несколько вариантов ответа (см. график в конце текста).
Каждый год в России образуется все больше ТКО. С 1998 по 2013 год их количество увеличилось в два раза – с 30 до 60 млн т в год. Среднестатистический россиян выбрасывает около 450 кг мусора в год. Если начать собирать отходы раздельно, это количество можно сократить как минимум в два раза, считают в Гринпис.
Три года назад Левада-Центр по заказу Гринпис проводил опрос о готовности жителей России начать сортировать отходы у себя дома. Тогда 6% опрошенных ответили, что уже разделяют, а 57%, что они готовы сортировать отходы, если будут баки для раздельного сбора. По результатам мартовского опроса этого года 16% респондентов уже сортируют отходы дома, а половина опрошенных выразила готовность присоединиться к такой практике, если баки будут находиться рядом с их домом.
График 2. Готовность сортировать мусор, один ответ (см. график в конце текста).
Мужчины чаще женщин отвечали, что не готовы сортировать отходы, даже если баки будут рядом с их домом; также доля ответивших таким образом выше среди опрошенных до 45 лет и жителей Москвы.
Респондентам, выбравшим ответ «нет» (29%), задавался вопрос о причинах, по которым они не готовы сортировать отходы у себя дома. 36% из них ответили, что у них нет на это времени, 30% объяснили тем, что нет места дома, и около четверти (27%) выбрали позицию, отражающую недоверие по поводу того, что отходы из специальных баков дальше пойдут на переработку.
График 3. Причины, по которым респонденты не готовы сортировать отходы у себя дома, можно выбрать несколько вариантов ответа (см. график в конце текста).
Вопрос, готовы ли вы сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки, мы задали и жителям Юрьев-Польского района через группу «Вестник Ополья» в социальной сети «Одноклассники».
Подавляющее большинство, а это 69,5% участвовавших в опросе, готовы сортировать мусор, из них 20,9% при условии, что баки будут находиться недалеко от дома. Большинство тех юрьевпольчан, кто не собирается заниматься сортировкой мусора, считает, что отходы должны разбираться на специальных заводах (34,4%), а также отмечает, что у них в квартире для этого просто нет места (31,2%)
График 4. Причины, по которым жители Юрьев-Польского района не готовы сортировать отходы у себя дома, один вариант (см. график в конце текста).
Таким образом, увеличилась доля жителей России, которые уже вовлечены в той или иной мере в практику сортировки отходов у себя дома. Однако около 30% опрошенных Левада-Центром и 30,5% жителей Юрьев-Польского района, участвовавших в опросе, не готовы этого делать, даже если будут поставлены специальные баки рядом с их домом, и в качестве причин такой позиции они чаще всего отмечали нехватку времени, отсутствие места в квартире, а также бессмысленность этого действия, так как считают, что отсортированные отходы все равно будут отвезены на мусорный полигон. Также значительная часть респондентов (18% в опросе Левада-Центра и 34,4% в нашем) отмечают, что сортировкой мусора должны заниматься на специализированных предприятиях.
Полученные результаты красноречиво указывают на то, что одним из важных условий успешного вовлечения жителей в практику раздельного сбора отходов при создании соответствующей инфраструктуры является освещенность и прозрачность для населения всей цепочки действий по обращению с отходами.
Готовность большинства жителей заняться раздельным сбором мусора упирается в неспособность государственной машины решить все сопутствующие вопросы. Ведь раздельный сбор гражданами отходов – это лишь первый шаг. И он становится бессмысленным без выстроенной государством системы обращения с раздельно собранным мусором.
Если сейчас баки для мусора не заменяются, пока дно не выпадет, то откуда возьмутся средства на закупку новых, специализированных? Есть ли в регионе предприятия, занимающиеся переработкой вторсырья? Как будет вывозиться мусор определенного сорта (бумага, стекло, металл, пластик)? В одной машине? Тогда какой смысл в раздельном сборе отходов? Пока вопросов больше, чем ответов.
Во время общения с жителями нашего района удалось выяснить, что, к сожалению, люди не верят, что чиновники смогут создать полноценную систему сбора, транспортировки и переработки разделенных отходов. Причина банальна – власти десятилетиями обсуждают проблему утилизации мусора, но не могут создать в большинстве регионов инфраструктуру ни для цивилизованного сбора отходов, ни для его переработки.
В целом же для обычных граждан главное, чтобы «мусорная реформа» изменила нынешнее печальное положение дел кардинально, а не вылилась лишь в значительное увеличение тарифа за вывоз ТКО.
Каролина ЕВДОКИМОВА.
Опрос проведен Левада-Центром 21-27 марта 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%, 2,9% для показателей, близких к 25%/75%, 2,0% для показателей, близких к 10%/90%, 1,5% для показателей, близких к 5%/95%.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.